Просоциальное и антисоциальное в я-концепции подростков с девиантным поведением
Общая информация
Рубрика издания: Психология девиантного и криминального поведения
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Ясная В.А. Просоциальное и антисоциальное в я-концепции подростков с девиантным поведением // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».
Полный текст
Подростковый возраст - время становления Я-концепции и кризиса идентичности. У подростков с девиантным поведением кризис идентичности протекает особенно остро, что, на наш взгляд, является одной из причин девиаций в поведении. Установки относительно собственного Я определяют поведение подростка, в частности, в ситуациях выбора между асоциальным и социально одобряемым действием. Одной из задач психологической работы с девиантными подростками мы видим формирование устойчивой социально направленной идентичности.
В исследовании мы опирались на концепцию возможных Я Х.Маркус (Markus, 1986) и подход Э.Эриксона и его последователей Дж.Марсиа (Marcia, 1993) и В.Р.Орестовой (Орестова, 2001). Мы рассматривали Я-концепцию и идентичность как представления человека о своем актуальном и возможных Я, в том числе о своих качествах, целях и желаниях. В понятие Я-концепции мы включили и отраженную самооценку (представления человека о том, как его воспринимают другие).
На основании анализа литературы, наблюдений и бесед с подростками и педагогами мы предположили, что Я-концепциядевиантных подростков диффузна, противоречива и имеет существенный асоциальный компонент.
Для исследования Я-концепции и ее временных аспектов (представлений о себе в прошлом и будущем) мы использовали авторский набор незаконченных предложений, разработанный на основе методики В.Орестовой (Орестова, 2001) и теории «возможных Я» Х.Маркус (Marcus, 1986). Для исследования самооценки использовался Опросник самоуважения Розенберга (Розенберг, 1965) и аналоговые шкалы: подростку предлагалось оценить свои качества (внешние, интеллектуальные, социальная успешность и отраженная самооценка), отметив на вертикальной линии актуальный и желаемый уровень качества.
Основную выборку (подростки с девиантным поведением) составили ученики специальных школ для детей с девиантным поведением (СОШ №11 «Шанс» закрытого типа и СОШ №3) и ученики общеобразовательной школы, чье поведение было охарактеризовано как отклоняющееся по ряду признаков. Объем выборки: N=103, 72 мальчика, 31 девочка, от 13 до 17 лет. Контрольную группу составили ученики московских общеобразовательных школ (N=40, 24 мальчика, 16 девочек от 14 до 17 лет) и нескольких школ, где производится отбор учеников по принципу высокой учебной мотивации и хороших академических способностей (N=45, 22 мальчика, 23 девочки от 13 до 17 лет).
В результате исследования выявились следующие особенности идентичности девиантных подростков. Представления о себе в прошлом, настоящем и будущем (временная идентичность) были менее реалистичны, осознанны и дифференцированны, чем в контрольной группе. Самооценка подростков с девиантным поведением была в среднем выше, менее адекватна и реалистична, чем в контрольной группе. У девиантных подростков значимо чаще отсутствовала разница между актуальным и идеальным Я. Вероятно, самооценка подростков с девиантным поведением строится по компенсаторному принципу.
Кроме того, у девиантных подростков отмечалось значительное несоответствие между актуальным Я и поведением: они приписывают себе положительные качества, игнорируя факты собственного отрицательного поведения. Представления о себе в будущем (возможные Я) у девиантных подростков отличались значительной неустойчивостью и противоречивостью: подростки указывают в качестве высоко вероятных то просоциальные, то асоциальные Я. Асоциальные возможные Я рассматриваются как высоко вероятные. В контрольной группе асоциальные возможные Я практически не встречались. В целом, асоциальные маркеры относятся, как правило, к нежелательным и пугающим возможным Я, а просоциальные – к желаемым. При этом практически у всех обследованных подростков с девиантным поведением отмечалось стремление к социально одобряемым целям и путям развития и способность правильно классифицировать возможные Я, действия и цели как просоциальные или асоциальные. В группе девиантных подростков количество нереалистичных возможных Я было значительно выше, чем в контрольной.
Литература
- Орестова В.Р. Формированиеличностнойидентичности в подростковом и юношескомвозрасте. Дисс.… канд.психол.наук. - М., 2001.
- Marcia J.E. Ego Identity: a handbookforpsychosocialresearch. - New York: Springer-Verlag, 1993.
- Markus H., Nurius P. Possibleselves //American Psychologist, 1986, Vol. 41. P. 954-969.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2038
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 94
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1