Психологическое сопровождение расследования серийных сексуальных преступлений

173

Общая информация

Рубрика издания: Клиническая психология в юридическом контексте

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Васкэ Е.В. Психологическое сопровождение расследования серийных сексуальных преступлений // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

Психологическое сопровождение расследования серийных сексуальных преступлений, как правило, включает в себя составление психологического портрета неизвестного преступника и выполнение экспертных заключений. При этом, особую сложность представляет именно психологическое портретирование, несмотря на то, что в последнее время в психологической и криминалистической литературе появилось значительное количество публикаций, посвященных методике построения розыскного профиля (психологического портрета) неизвестного преступника. Как показывает практика, в регионах России поисковый профиль не получил еще должного распространения, вследствие ряда причин: нехватки специалистов данной области знаний (профессиональных профилеров); отсутствия у практических работников правоохранительных органов навыков применения полученного психологического портрета; некоторого скептицизма в отношении эффективности использования «портрета» в оперативно-розыскной и следственной деятельности, в связи с имеющимся негативным опытом привлечения к составлению розыскного профиля неквалифицированных специалистов.

В этой связи, первоначальный «рабочий» портрет, положенный в основу оперативно-розыскных и следственных мероприятий, составляется, как правило, следователем (оперативным работником) и представляет собой весьма расплывчатую модель действий преступника, не раскрывающую его индивидуальных характеристик, необходимых для поиска и выявления виновного лица.

 

<...>

Полный текст

Психологическое сопровождение расследования серийных сексуальных преступлений, как правило, включает в себя составление психологического портрета неизвестного преступника и выполнение экспертных заключений. При этом, особую сложность представляет именно психологическое портретирование, несмотря на то, что в последнее время в психологической и криминалистической литературе появилось значительное количество публикаций, посвященных методике построения розыскного профиля (психологического портрета) неизвестного преступника. Как показывает практика, в регионах России поисковый профиль не получил еще должного распространения, вследствие ряда причин: нехватки специалистов данной области знаний (профессиональных профилеров); отсутствия у практических работников правоохранительных органов навыков применения полученного психологического портрета; некоторого скептицизма в отношении эффективности использования «портрета» в оперативно-розыскной и следственной деятельности, в связи с имеющимся негативным опытом привлечения к составлению розыскного профиля неквалифицированных специалистов.

В этой связи, первоначальный «рабочий» портрет, положенный в основу оперативно-розыскных и следственных мероприятий, составляется, как правило, следователем (оперативным работником) и представляет собой весьма расплывчатую модель действий преступника, не раскрывающую его индивидуальных характеристик, необходимых для поиска и выявления виновного лица.

Однако, даже при привлечении психолога к составлению поискового портрета, информационная база, предоставленная в его распоряжение, нередко бывает недостаточной, вследствие как объективных причин (не готовы экспертные заключения, нет свидетелей преступления и т.д.), так и субъективных факторов, связанных с уровнем профессионализма юриста, производящего и фиксирующего отдельные следственные действия. В связи с вышесказанным, исходя из существующих на настоящий период реалий, считаем целесообразным включение психолога как специалиста (консультанта) на всех этапах расследования серийных сексуальных преступлений.

1 этап – консультативная деятельность психолога по объединению в серию эпизодов преступления (сопоставление имеющихся в уголовном деле фактических данных с получением наиболее значимой и исчерпывающей оперативной информации непосредственно от работников правоохранительных органов, ведущих расследование; выезд на место происшествия; участие в допросах потерпевших, свидетелей, заподозренных).

2 этап – составление психологического портрета неизвестного преступника (психологический анализ способа совершения преступления; виктимологический портрет жертвы; ретроспективный анализ действий преступника в предкриминальной, криминальной и посткриминальной ситуациях; выявление мотивации преступного действия; реконструкция событий происшедшего и механизма содеянного).

3 этап - консультативная деятельность психолога по выработке стратегий поиска и задержания преступника на основе психологического прогноза его действий после содеянного (участие психолога в межведомственных оперативных совещаниях; консультативная помощь психолога оперативным сотрудникам, ведущим наблюдение и следственным работникам, производящим отдельные следственные действия).

4 этап – выполнение экспертного заключения в отношении обвиняемого в рамках проведения судебно-психологической или комплексной психолого-психиатрической экспертизы.

Литература

  1. Антонян Ю. М.,Ткаченко А. А. Сексуальныепреступления: Чикатило и др. – М.:, 1993.
  2. Анфиногенов А. И. Психологическийпортретпреступника, егоразработка в процессерасследованияпреступления: Дисс.канд. психол. наук. М., 1997.
  3. Ахмедшин Р. Л. Методикапостроения «психологическогопортрета» преступника в зарубежнойкриминалистическойнауке. Иркутск, 2000.
  4. Богомолова С. Н., Образцов В. Л. Серийныеубийстванасексуальнойпочвекакобъектпсихолого-криминалистическогоизучения (анализзарубежногоопыта). – М., 2001.
  5. Васкэ Е.В., Молодцова А.А. Использованиеметодапсихологическогопортретированияприраскрытиисерийныхпреступленийпротивполовойнеприкосновенности и половойсвободынесовершеннолетних // Проблемыюридическойнауки в исследованияхсотрудниковпрокуратурыНижегородскойобласти. Сборникнаучныхтрудов. – Вып. 4. – НижнийНовгород, 2005. - С.102-112.
  6. Конышева Л. П. Психологическоепортретирование – к вопросу о методологии // Следственнаяпрактика. – Вып. 4 (161). – М., 2003. – С.153-167.
  7. Логунова О. А., Дворянчиков Н. В. К вопросу о разработкепсихологическогопортретасерийногосексуальногоубийцы // Пчсихологическаянаука и образование PSYEDU.RU. №1. 2011. С.21-24.
  8. Михайлова О. Ю. Применение психологических познаний в расследованиисерийныхсексуальныхпреступлений // Следственнаяпрактика. – Вып. 4 (161). – М., 2003. – С.306-313.
  9. Образцов В. Л. Серийныеубийствакакобъектпсихологии и криминалистики. Учебное и практическоепособие. – М., 2003.
  10. Протасевич А. А. Поисковыйпортретпреступникакакинтегративнаясистема.Иркутск, 1998.
  11. Сафуанов Ф. С., Назарова Е. А. Сравнительныйанализразличныхметодовсоставления психологическогопортретапредполагаемогопреступника // Психология и право. 2011. №3.

 

Информация об авторах

Васкэ Екатерина Викторовна, доктор психологических наук, профессор, кафедра уголовного права и процесса юридического факультета ННГУ им.Н.И.Лобачевского, Нижний Новгород, Россия, e-mail: vaskeev@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2194
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 173
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1