Психологические особенности анализа видеоматериалов в рамках судебно-психологической экспертизы

145

Общая информация

Рубрика издания: Клиническая психология в юридическом контексте

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Лисовцева В.М., Петрова Л.Г. Психологические особенности анализа видеоматериалов в рамках судебно-психологической экспертизы // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

Сущность судебной экспертизы состоит в анализе сведущим лицом (экспертом) предоставляемых в его распоряжение материальных объектов и различных документов (вещественных доказательств) в целях установления фактических данных, имеющих значение для правильного разрешения дела.

В процессе дознания, предварительного следствия или судебного разбирательства используются видеозаписи (видео- и аудио-ряд в виде текста,изображения, музыкального сопровождения), которые нуждаются в содержательном анализе и юридической оценке для достижения большей полноты и объективности при раскрытии преступлений.

Содержательный анализ видеоматериалов требует специальных психологических знаний. Если идеи автора (оратора, публикатора) «выражены прямо, незавуалированно, дать оценку содержанию материала правоприменитель может самостоятельно». (Под ред. Ситковской, 2011). Но если автор свои воззрения выражает скрытно, исподволь, с помощью уловок – тогда требуется консультация судебного психолога или назначение экспертизы.

Основной целью судебно-психологической экспертизы видеоматериалов является психологическая оценка спорного материала (в данном случае, аудиовизуальной продукции, в качестве которой может выступать телепрограмма, кинофильм или его часть, отрывок из него, видеосъемка публичного выступления, интервью); оценка его возможной направленности, ложности высказываний; влияния (воздействия) на реципиента (аудиторию); формирования мнения на основе создаваемого контекста; материалов порнографического характера.

 

<...>

Полный текст

Сущность судебной экспертизы состоит в анализе сведущим лицом (экспертом) предоставляемых в его распоряжение материальных объектов и различных документов (вещественных доказательств) в целях установления фактических данных, имеющих значение для правильного разрешения дела.

В процессе дознания, предварительного следствия или судебного разбирательства используются видеозаписи (видео- и аудио-ряд в виде текста,изображения, музыкального сопровождения), которые нуждаются в содержательном анализе и юридической оценке для достижения большей полноты и объективности при раскрытии преступлений.

Содержательный анализ видеоматериалов требует специальных психологических знаний. Если идеи автора (оратора, публикатора) «выражены прямо, незавуалированно, дать оценку содержанию материала правоприменитель может самостоятельно». (Под ред. Ситковской, 2011). Но если автор свои воззрения выражает скрытно, исподволь, с помощью уловок – тогда требуется консультация судебного психолога или назначение экспертизы.

Основной целью судебно-психологической экспертизы видеоматериалов является психологическая оценка спорного материала (в данном случае, аудиовизуальной продукции, в качестве которой может выступать телепрограмма, кинофильм или его часть, отрывок из него, видеосъемка публичного выступления, интервью); оценка его возможной направленности, ложности высказываний; влияния (воздействия) на реципиента (аудиторию); формирования мнения на основе создаваемого контекста; материалов порнографического характера.

Под понятием «контекст» мы понимаем: а) окружение, в котором находится текст и б) то новое смысловое поле, которое реципиент в процессе восприятия создал (или получил готовое) благодаря собственной системе понятий. Для адекватного восприятия смысла текста нужна совместимость генетической семантической модели, сложившейся у реципиента, и семантической модели, содержащейся в тексте.

Таким образом, контекст характеризуется отношениями между тезаурусами отправителя (автора) информации и получателя (реципиента, аудитории).

Объектом психологического исследования могут выступать различного рода сообщения СМИ (телепрограмма, кинофильм или его часть, отрывок из него, видеосъемка публичного выступления, интервью), видеоматериалы следственных действий (проверки показаний на месте преступления, допроса, очной ставки) и т.д. Судебно-психологическое экспертное исследование видеоматериалов в рамках уголовного процесса возможно, например, при оценке ложности показаний допрашиваемого лица; при оценке действий, направленных на публичные призывы к осуществлению террористической деятельности и публичное оправдание терроризма; оценке наличия стороннего влияния на лицо, дающее показания (социально-психологическая экспертиза технологий психологического воздействия на личность). В гражданском процессе аналогичное исследование видеоматериалов используется при защите чести и достоинства лица, затронутых публично, при анализе детско-родительских отношений в ситуации развода родителей.

Таким образом, предметом психологической экспертизы является исследование смысловой направленности представленного материала, его контекста как системообразующего фактора восприятия смысла (конгруэнтность вербальных и невербальных элементов, совмещение визуального и звукового ряда, появление качественно нового вида контекста информации). Контекст может существенно изменять характер информации, которая в него попадает.

В качестве приемов воздействия в видеоматериалах могут выступать как сам текст (произносимый, написанный, фоновый) так и сопровождающий его музыкальный ряд и/или видеоряд.

Так, в рамках судебно-психологической экспертизы нами проводилось исследование материалов видеозаписи программы «Общественное мнение» от 20.10.2007г. канала ТНТ.

…В монологе автора программы используетсясловосочетание«национальный вопрос»: дважды в контексте противопоставления и один раз - в контексте «деньги, валюта». Монолог сопровождается визуальным рядом, где показаны студенты – граждане России и Сомали, демонстрируются различия в условиях их жизни в общежитиях; диалогом героев мультфильма «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», в котором акцентируется превосходство денегнад иными ценностями (например, родственными, национальными и иными приоритетами). Интервью студентов и сотрудника университета звучат на фоне видеоколлажей (ректор, здания общежитий снаружи и внутри, сомалийские студенты) и отрывка текста из песнив исполнении Агутина Л.«… ты не бойся, он хороший, хоть на нас и непохожий. Непохожий на тебя, не похожий на меня, просто так, прохожий, пареньчернокожий…».

Таким образом, превращение «национального вопроса» в вопрос финансовый стало возможным благодаря ассоциациям, вызванными отрывками из мультфильма и песней в исполнении Л.Агутина.

Результатом влияния видеоматериала может стать изменение направленности убеждений реципиента, его личностной позиции и др., что является отражением релевантности контекста целям общения. Релевантным является контекст, в котором информация, содержащаяся в тексте, находит адекватное отражение в тезаурусе читателя.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что аудио- и видеоряд можно рассматривать как единое целое.

Видеоматериал – совокупный «продукт». Его составляющие -текст, визуальный ряд, звуковой ряд - находятся в определенной связи, могут менять в этой структуре свое доминирующее (определяющее наибольшее влияние на контекст) положение. Видеоматериал это сообщение, смысл которого закодирован.Видео- и аудиоряд дают возможность манипуляции содержанием сообщения и выступать в качестве приемов коммуникативного воздействия. Вычленение подобных способов воздействия на восприятие и сознание аудитории является существенно важным для специального анализа представленных на экспертизу материалов (Ситковская О.Д., 2011).

Так, при исследовании видеозаписи фильма «Вечный жид» на предмет возбуждения ненависти или вражды были выделены способы воздействия на восприятие и сознание аудитории. К ним, в первую очередь, относился закадровый словесныйкомментарий. Для усиления воздействия на аудиторию авторами фильма использовались документальные съемки жизни еврейского гетто в Польше, портретные и жанровые съемки обитателей гетто, кадры из художественного фильма об истории династии Ротшильдов, кинохроники из жизни аристократического общества. Для лучшего восприятиястатистическихи других данных приводятся диаграммы, карты мира. Таким образом, психологическое воздействие существенно расширяется за счет параллельного применения вербальнойи невербальной информации. Воспринимающий не только сравнивает имеющийся у него внутренний образ с демонстрируемым, но и под влиянием демонстрируемого образа формирует у себя новый, желаемый для авторов фильма.

Данные приемы коммуникативного воздействия, используемые авторами фильма, позволили манипулировать сознанием и формированием личного или общественногомнения: поскольку приемы, носящие иллюстративный характер, приобретают характер манипуляции.

Практика показывает, что репрезентация мира в форме образа зависит от многих психических составляющих, в том числе, от мотивационно-потребностной сферы реципиента, его эмоционального состояния. Кодирование, категоризация исходного содержания в знаковой и символической форме ведут к обогащению его совокупным социальным опытом, к упорядочению исходного содержания, его организации в формах, выработанных общественной практикой.

В заключение хочется отметить, что воздействие видеоматериалов на аудиторию усиливается за счет увеличения каналов восприятия, влияющих на базовые личностные установки, взгляды и убеждения, эмоционального отношения личности и формирование нового внутреннего представления. Аудио- и видеоряд позволяют манипулировать формированием внутреннего образа и эмоциональным отношением к содержанию сообщения, усиливают влияние текста за счет расширения смыслового поля реципиента.

К сожалению, на сегодняшний день не сформированы критерии определения степени влияния видеоматериалов и технологии его оценки на формирование личностных (субъективных) смыслов трактовки информации, что затрудняет проведение судебно- психологических экспертиз видеоматериалов.

Литература

  1. Юридическая психология. Учебник. /Подред. О.Д. Ситковской. М.:Юрлитинформ, 2011.

Информация об авторах

Лисовцева Вера Михайловна, старший преподаватель Саратовской государственной академии права, Саратов, Россия

Петрова Любовь Георгиевна, кандидат психологических наук, доцент Саратовской государственной академии права, Саратов, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 3410
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 145
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1