Вывоз ребенка с места постоянного проживания одним из родителей в ситуации острого семейного конфликта

47

Общая информация

Рубрика издания: Клиническая психология в юридическом контексте

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Соколова Л.А. Вывоз ребенка с места постоянного проживания одним из родителей в ситуации острого семейного конфликта // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

В настоящее время огромное распространение в гражданском судопроизводстве приобрели дела, затрагивающие вопросы определения места жительства ребенка с одним из родителей после расторжения их брака и порядок общения и участия в воспитании ребенка отдельно проживающим родителем. В ходе судебных процессов бывшие супруги выясняют отношения всеми возможными способами, не осознавая или игнорируя последствия, которые влечет за собой вовлечение детей в супружеский конфликт. Также некоторые родители прибегают к довольно жестким методам решения проблемы - в частности, к «похищению» своих детей.

На данный момент проблема вывоза детей является юридически неразрешимой по ряду причин:

1. Вывоз ребенкаможет свободно осуществляться родителями, формально состоящими в браке, поскольку никаких препятствий для этого не существует (письменных соглашений второго родителя на поездки не требуется).

2. Наказание за вывоз детей, место жительства которых определено судом, обозначено в законодательстве наложением административного штрафа или арестом на срок до пяти суток.

3. В случае, когда родитель длительное время отсутствовал в жизни ребенка и не принимал участия в воспитании, он все равно имеет все возможности реализовывать свои права.

 

<...>

Полный текст

В настоящее время огромное распространение в гражданском судопроизводстве приобрели дела, затрагивающие вопросы определения места жительства ребенка с одним из родителей после расторжения их брака и порядок общения и участия в воспитании ребенка отдельно проживающим родителем. В ходе судебных процессов бывшие супруги выясняют отношения всеми возможными способами, не осознавая или игнорируя последствия, которые влечет за собой вовлечение детей в супружеский конфликт. Также некоторые родители прибегают к довольно жестким методам решения проблемы - в частности, к «похищению» своих детей.

На данный момент проблема вывоза детей является юридически неразрешимой по ряду причин:

1. Вывоз ребенкаможет свободно осуществляться родителями, формально состоящими в браке, поскольку никаких препятствий для этого не существует (письменных соглашений второго родителя на поездки не требуется).

2. Наказание за вывоз детей, место жительства которых определено судом, обозначено в законодательстве наложением административного штрафа или арестом на срок до пяти суток.

3. В случае, когда родитель длительное время отсутствовал в жизни ребенка и не принимал участия в воспитании, он все равно имеет все возможности реализовывать свои права.

Однако учесть в законодательных актах все жизненные ситуации и условия, в которых оказываются дети и родители после распада семьи, невозможно. В силу этого одни и те же правовые нормы приходится применять к самому разнообразному спектру ситуаций, иногда кардинально отличающихся друг от друга. Поэтому крайне важно рассматривать каждую спорную ситуацию индивидуально, и не ужесточать наказания, а заниматься профилактикой вывоза детей с постоянного места жительства и чинения препятствий в общении с отдельно проживающим родителем.

При рассмотрении практики гражданских дел можно выделить несколько распространенных причин вывоза детей законными представителями.

1. Страх отдельно проживающего родителя потерять возможность контактировать с ребенком в дальнейшем.

2. Сведение личных счетов между родителями, где ведущим является желание отомстить.

3. Принципиальность родителей, когда сверхзначимостью обладают взгляды родителя на то, с кем ребенок проживать не будет. Здесь можно выделить две подгруппы ситуаций:

  • родитель, вывозящий ребенка, имеет мнение о дальнейшем месте его проживания исходя из одних только национальных традиций,
  • один из родителей категорически не желает предоставлять второму возможность проживать и общаться с ребенком исходя из одних только личных интересов.

При анализе всех трех групп случаев выявляется общая закономерность: происходит овеществление ребенка, в результате чего он становится предметом спора, а решающими являются не его реальные интересы, а принципы, побуждения и мотивы родителей.

Поскольку юридически предотвратить вывоз и удержание ребенка законным представителем невозможно, необходима индивидуальная работа с каждой родительской парой. Такая профилактическая работа должна быть комплексной и многокомпонентной.

Наиболее значимыми видятся следующие направления деятельности:

  • Информирование родителей о психологических процессах, происходящих у детей в ситуации развода, при смене места жительства, при вовлечении в родительский конфликт.
  • Помощь в формировании у родителей субъект-субъектных отношений с ребенком (в виде конкретизации эмоциональных и поведенческих реакций делимого ребенка, понимании причинно-следственных связей между имеющимся конфликтом и психологическим состоянием ребенка).
  • Смещение акцентов и переориентация значимости смешиваемых ролей: родительской и супружеской.
  • Выявление общих ценностей, значимости общего ребенка, его психологического здоровья и самочувствия, возможности для благоприятного дальнейшего развития.
  • Помощь в оценке родителями собственных сил и возможностей в осуществлении воспитательных функций. Формирование реальных представлений о потребностях и возможностях общего ребенка.
  • Помощь в совместной выработке общих подходов родителей к воспитанию, договоренностей о взаимопомощи, раздела сфер ответственности.
  • Помощь в выработке оптимального порядка общения с ребенком для отдельно проживающего родителя, с учетом реальных возможностей и потребностей сторон.

В результате профилактической работы должна существенно снизиться острота конфликта между родителями, что приведет к утрате необходимости вывоза и удержания ребенка и существенному снижению количества таких случаев.

Осуществить столь объемную работу в пределах какой-либо одной конкретной службы в настоящее время не представляется возможным. Наиболее значимым с этой точки зрения видится привлечение следующих ресурсов:

  • Органы опеки и попечительства;
  • Службы медиации;
  • Психологические службы;
  • Специалисты в области семейного права;

Реализовать концепцию совместной работы всех этих служб возможно двумя способами:

а) в рамках функционирования единой семейной службы, работающей с семейными конфликтами и содержащей в себе большинство перечисленных выше специалистов;

б) в рамках межструктурного взаимодействия, в ходе которого ряд структур и организаций реализуют общую модель совместной работы в соответствии с единым планом действий.

Обе описанные модели работы имеют свои особенности, однако любая из них окажется намного эффективнее ныне существующего подхода, в котором структуры и организации, вовлеченные в защиту прав ребенка, разобщены, а профилактики похищения детей родителями практически не осуществляется.

 

Информация об авторах

Соколова Лейла Александровна, заместитель директора ГОУ ЦПМСС «ОЗОН», Москва, Россия, e-mail: cpmssozon@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1678
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 47
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0