Узаконение в Российской Федерации и других странах СНГ альтернативной гражданской службы актуализирует проблему установления подлинности пацифистских убеждений призывников, поскольку неизбежно возникают спорные случаи, связанные с вынесением суждений о наличии или отсутствии у них искренних убеждений, несовместимых с несением военной службы (Стволыгин К.В., 2010).
В качестве ключевой проблемы проведения психологической экспертизы пацифистских убеждений выделим проблему доказательности суждений о наличии у призывников убеждений, дающих право на освобождение от военной службы и выбор альтернативной гражданской службы. Если детализировать данную проблему, то в качестве основных ее составляющих можно отметить: дифференциацию убеждений призывников и выделение тех убеждений, которыедают право на освобождение от военной службы и прохождение службы альтернативной; установление подлинности пацифистских убеждений; возможности использования специальных психологических знаний, методов и методик.
Для того, чтобы доказательно судить о наличии или отсутствии у человека тех или иных убеждений, необходимо выделить их критерии. Условно разделим критерии на внешние и внутренние.
Внешние критерии представляют собой реальные действия человека. Именно как реальные действия они в большинстве случаев могут быть объективно зафиксированы и оценены. В этом состоит особая привлекательность внешних критериев – особенно, с точки зрения юриспруденции. Очевидным является и то, что реальные действия человека коррелируют с его убеждениями. В силу этого и делаются попытки использовать в качестве критериев такие реальные действия человека, как: вступление в различные организации, его образ жизни и характер деятельности. Тем не менее, данные критерии в каждый конкретный момент далеко не всегда зеркально отражают убеждения человека, в том числе и пацифистские, а значит и не позволяют доказательно судить об их характере.
В качестве внутренних критериев убеждений могут рассматриваться представления, знания, ценностные ориентации, ставшие мотивами поведения человека. В принципе, данные критерии конкретны и могут быть объективно оценены. Однако и здесь вполне возможно возникновение спорных ситуаций. Так на повестку дня встает сложный вопрос – переросли ли эти знания, представления и ценностные ориентации в убеждения. Поиск ответа на этот вопрос неизбежно приведет к уже указанной необходимости выявления и оценки внешних критериев.
Наряду с выделением убеждений, дающих право на освобождение от военной службы и прохождение службы альтернативной, установления их подлинности, не менее сложной представляется и задача применения в этих целях специальных психологических знаний, методов и методик. Для такого рода исследований чаще всего используются методы, базирующиеся на самоотчетах призывников (опрос, беседа, тестирование). Результаты, получаемые с помощью этих методов, уже по определению скорее субъективны, чем объективны.
Таким образом, вынесение доказательных суждений о наличии или отсутствии у призывника искренних убеждений, несовместимых с несением военной службы, и связанная с этим проблема психологической экспертизы убеждений представляется крайне сложной, требующей глубокой и всесторонней научной проработки.