Периодизация процесса правовой социализации

59

Общая информация

Рубрика издания: Ювенальная юридическая психология

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Андрианов М.С. Периодизация процесса правовой социализации // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Полный текст

Процесс усвоения правовых норм, стандартов правового поведения и вхождения в правовую культуру начинается в раннем возрасте и протекает последовательно согласно известным жизненным циклам. Правовую социализацию человека вполне уместно соотнести с этапами возрастных, личностных изменений и выделить восемь ключевых периодов: младенчество; раннее детство; игровой возраст; школьный возраст; отрочество и юность; молодость; взрослость; зрелый возраст. В основу такой периодизации положена концепция развития личности Э.Эриксона, усовершенствованная в отечественной психологии, в частности, И.С. Коном. Очевидно, что на каждом из указанных этапов происходят ключевые для правовой социализации события и явления. Например, уже у младенца в результате родительской любви и заботы формируется бессознательное чувство «базового доверия» к внешнему миру как непротиворечивому, предсказуемому. При неблагоприятных условиях может возникнуть чувство «базового недоверия», тревожность, что может проявляться у взрослого в форме замкнутости, ухода в себя, недоверия социальному окружению, непринятия его правил и норм.

Но особенно значимы для правовой психологии, безусловно, третий и четвертый этапы правовой социализации. Так, в период игрового возраста формируется чувство инициативы, желания что-то сделать. Если оно блокируется, возникает чувство вины. В этом возрасте особое значение имеют общение и групповая ролевая игра, развивающая воображение и фантазию. Закладывается чувство справедливости, понимаемой как соответствие правилу. В дошкольный период при посредстве взрослых ребенок осваивает некоторые социальные роли, начинает осознавать их различия: например, отличие ролей президента страны или полицейского от ролей отца и матери в рамках семьи; приобретает первые сведения о правах и обязанностях. Начинается формирование нравственных ценностей, моральных норм и, таким образом, закладываются основы правового и гражданского самосознания, социально-правовой идентификации. Иногда, учитывая семейные обстоятельства и особенности воспитания, этот процесс начинается чуть позже, уже на следующем этапе, когда появляется новый агент правовой социализации – учителя. Младший школьник осваивает новые правила своего поведения, обучается следовать требованиям не только родителей, но и других значимых взрослых, а также умению жить в коллективе и соотносить свое поведение с поведением других. В этот период закладывается отношение к труду, формируются способность добиваться поставленной цели, включая овладение разными средствами ее достижения и представление об оценке другими степени допустимости используемых средств, а также чувство собственной эффективности, компетентности и предприимчивости. В отрицательном варианте, в случае неэффективности в решении каких-либо задач и из осознания своей некомпетентности, появляется чувство неполноценности, а в некоторых случаях чувство маргинальности. Если этот комплекс не будет преодолен, а возникающий на его основе личностный кризис не разрешен социально приемлемыми способами и средствами, в дальнейшем это может стать основой девиантного поведения. В этот же период в сознании ребенка закрепляется отношение к средствам массовой коммуникации, в первую очередь – к телевидению, как источнику социальных, в том числе и правовых, знаний. А в новых социальных реалиях появляется и совершенно новый, особый агент социализации – Интернет. Можно сказать, что человек в этот период ужевступает в правовые отношения. И именно ему сегодня должно уделяться особое внимание в контексте проблем правового просвещения и воспитания. Необходимо отметить, что формы становления личности и правовой социализации могут значительно отличаться как у отдельных людей, так и разных социальных групп. Это зависит и от традиции семейных взаимоотношений, и от воздействия культуры данного общества, и от происходящих в общественной жизни изменений.

Информация об авторах

Андрианов Михаил Семенович, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник отдела психологического обеспечения прокурорской деятельности, НИИ Университет прокуратуры Российской Федерации, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7426-8219, e-mail: andrianov@nextmail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1580
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 59
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0