Психологические аспекты развития правосознания: от детства к зрелости

219

Общая информация

Рубрика издания: Ювенальная юридическая психология

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Есикова Т.В. Психологические аспекты развития правосознания: от детства к зрелости // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

Психологическая наука и практика подтверждают важность формирования правового сознания, являющегося необходимым компонентом правовой культуры личности, начиная с детского возраста. В период перехода от дошкольного возраста к младшему школьному пробуждается устойчивый интерес к вопросам мировоззрения, морали и этики, которые являются психологической базой развития правового сознания. Именно в этом возрасте в процессе обучения и воспитания создаются условия для усвоения каждым ребенком основных прав и обязанностей, которые необходимы для структурирования правомерного поведения в жизнедеятельности.

В нашем исследовании на основе теоретического анализа литературы выявлена параллель между первыми правовыми представлениями людей древнего мира и представлениями в детском и подростковом возрасте.

Правовые обычаи в древнем мире сдерживали и подавляли потребности, противоречащие развитию социума и его сохранению. Право в древнем мире и средневековье способствовало обучению и воспитанию подрастающего поколения. Соблюдение правовых предписаний и закона поддерживалось в основном в страхе наказания. На основании анализа литературы по истории развития права мы выявили этапы развития правовых представлений.

 

<...>

Полный текст

Психологическая наука и практика подтверждают важность формирования правового сознания, являющегося необходимым компонентом правовой культуры личности, начиная с детского возраста. В период перехода от дошкольного возраста к младшему школьному пробуждается устойчивый интерес к вопросам мировоззрения, морали и этики, которые являются психологической базой развития правового сознания. Именно в этом возрасте в процессе обучения и воспитания создаются условия для усвоения каждым ребенком основных прав и обязанностей, которые необходимы для структурирования правомерного поведения в жизнедеятельности.

В нашем исследовании на основе теоретического анализа литературы выявлена параллель между первыми правовыми представлениями людей древнего мира и представлениями в детском и подростковом возрасте.

Правовые обычаи в древнем мире сдерживали и подавляли потребности, противоречащие развитию социума и его сохранению. Право в древнем мире и средневековье способствовало обучению и воспитанию подрастающего поколения. Соблюдение правовых предписаний и закона поддерживалось в основном в страхе наказания. На основании анализа литературы по истории развития права мы выявили этапы развития правовых представлений.

Первый этап развития правовых представлений знаменует собой зарождение права. В первобытном обществе отмечаются нерасчлененные представления о праве и страх наказания, что также наблюдается и у дошкольников. Затем в первобытном обществе оформляется примитивная система права, а дошкольному возрасту на данном этапе соответствуют первые представления о законе, административных правонарушениях (правилах дорожного движения) и преступлениях (кражах, нанесении вреда здоровью и пр.).

На следующем этапе развития представлений о праве появляется письменная кодификация права в раннеклассовых государствах. Этот этап соответствует этапу развития правовых представлений у младших школьников, когда закрепляются понятия о правах человека и представления сущности преступления. Правовое воспитание осуществляется на первом и втором этапах на основе сказок, мифов, искусства.

В средневековом обществе у человека происходит слияние правовых, нравственных и религиозных представлений. Гражданин осваивает права и обязанности человека в обществе, что соответствует изучению и присвоению правовых понятий в начале подросткового возраста в современном мире.

Развитие права в Новое время происходит «из принципа нравственности» во взаимосвязи права и морали, на данном этапе описывается стратегия индивидуального поведения. Данные учения мы соотносим с позициями самовоспитания, саморазвития, самоконтроля в подростковом возрасте (от 12 до 15 лет).

XIX-XXI вв. право провозглашается средством самореализацииличности в гражданском обществе, что соотносится в настоящее время с осознанием правовой действительности государства в юношеском возрасте и формированием правовой концепции «Я».

В современном мире проблема развития правосознания представляет важнейшую область психологии, так как оно оказывает влияние на восприятие права, перевод нормативных предписаний в социальное поведение. Развитие правосознания происходит в процессе формулирования суждений о правовых нормах, как о социальной ценности.

Правосознание личности предполагает наличие правовых знаний и юридической информации на доступном для ребенка и подростка уровне. Информированность была и остается одним из основополагающих каналов формирования правовой личности; готовность действовать, руководствуясь правовыми знаниями и убеждениями, то есть поступать правомерно – в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения.

Развитие правосознания происходит в процессе формулирования суждений о правовых нормах, как о социальной ценности. Позитивное правовое мышление в действии развивает правовую культуру личности. Преобразование личностью своих способностей и социальных качеств на основе правового опыта – ее важная составная часть.

Ребенок получает правовые знания, на основе которых у него возникает опре¬деленное образное понимание правовой действительнос¬ти, усваиваются нормы, развивается правовое сознание и модели правопослушного поведения. Необходимо сформировать у ребенка представления о самом себе, о его правах и обязанностях, причем не только сообщать доступные для дошкольного и младшего школьного возраста правовые знания, но и формировать оценочное отношение к правовой действительности, которая непосредственно является частью детской жизнедеятельности и отражается в мировоззренческих взглядах ребенка.

Уровень развитости правового сознания проявляется в избирательном отношении к информации, поступающей из источников массовой информации и в стихийном процессе социализации, а также в умении ее ранжировать в процессе самостоятельного присвоения знаний.

Анализ исследований дает возможность установить, что правовое сознание старших дошкольников и младших школьников является сложным процессом: он включает не только сообщение детям знаний, но и формирование эмоционально-оценочного отношения к социальным фактам и событиям, а затем применение этих знаний в практической деятельности.

 

Информация об авторах

Есикова Татьяна Владиславовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных наук Российского Государственного Гидрометеорологического Университета" (РГГМУ), Санкт-Петербург, Россия, e-mail: tatjana.esikowa@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2853
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 219
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1