Семейные факторы, предопределяющие развитие агрессивного поведения личности

82

Общая информация

Рубрика издания: Ювенальная юридическая психология

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Семейные факторы, предопределяющие развитие агрессивного поведения личности // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Именно в лоне семьи ребенок проходит первичную социализацию. На примере взаимоотношений между членами семьи он учится взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохранятся у него в подростковом периоде и в зрелые годы. Реакции родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с братьями или сестрами – вот факторы, которые могут предопределять агрессивное поведение ребенка в семье и за ее пределами, а так же влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы. Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания. Прежде чем обратиться к семейным взаимоотношениям, следует отметить, что такая характеристика семьи, как «полная или неполная», представляется связанной с агрессивностью детей. Статистика показывает, что несовершеннолетние преступники зачастую происходят из неполных семей и семей, где царит атмосфера беспорядка и безмолвия, где безразличие к чувствам других часто идет рука об руку с физической жестокостью и недостаточной поддержкой в жизни ребенка. За 6 месяцев 2012 года в Украине зарегистрировано 8786 преступлений, совершенных несовершеннолетними. В них принимали участие 6425 подростков, 2700 из них – ученики средних общеобразовательных школ, 70% из неполных семей или воспитанники детских домов и интернатов (данные официального сайта МВД Украины). Если у детей плохие отношения с одним или обоими родителями, если не интересуются их проблемами, то они, возможно, могут оказаться втянутыми в преступную деятельность. В трудах известных зарубежных психологов, в частности Штайнметца (Steinmetz, 1977) сделаны выводы о том, что для людей, совершавших заказные политические убийства (или покушения), характерно происхождение из распавшихся семей. Женщины, на которых их собственные матери обращали не так много внимания, склонны применять карательные меры воспитания и срывать гнев на своих детях. Тревожный ребенок избегает мер воспитания, несговорчив, сопротивляется контролю. Такие дети проявляют физическую агрессию, импульсивны, для них характерны эмоциональные вспышки.

 

<...>

Полный текст

Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Именно в лоне семьи ребенок проходит первичную социализацию. На примере взаимоотношений между членами семьи он учится взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохранятся у него в подростковом периоде и в зрелые годы. Реакции родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с братьями или сестрами – вот факторы, которые могут предопределять агрессивное поведение ребенка в семье и за ее пределами, а так же влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы. Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания. Прежде чем обратиться к семейным взаимоотношениям, следует отметить, что такая характеристика семьи, как «полная или неполная», представляется связанной с агрессивностью детей. Статистика показывает, что несовершеннолетние преступники зачастую происходят из неполных семей и семей, где царит атмосфера беспорядка и безмолвия, где безразличие к чувствам других часто идет рука об руку с физической жестокостью и недостаточной поддержкой в жизни ребенка. За 6 месяцев 2012 года в Украине зарегистрировано 8786 преступлений, совершенных несовершеннолетними. В них принимали участие 6425 подростков, 2700 из них – ученики средних общеобразовательных школ, 70% из неполных семей или воспитанники детских домов и интернатов (данные официального сайта МВД Украины). Если у детей плохие отношения с одним или обоими родителями, если не интересуются их проблемами, то они, возможно, могут оказаться втянутыми в преступную деятельность. В трудах известных зарубежных психологов, в частности Штайнметца (Steinmetz, 1977) сделаны выводы о том, что для людей, совершавших заказные политические убийства (или покушения), характерно происхождение из распавшихся семей. Женщины, на которых их собственные матери обращали не так много внимания, склонны применять карательные меры воспитания и срывать гнев на своих детях. Тревожный ребенок избегает мер воспитания, несговорчив, сопротивляется контролю. Такие дети проявляют физическую агрессию, импульсивны, для них характерны эмоциональные вспышки.

Рассмотрим другую сторону семейных взаимоотношений – отношения между братьями и сестрами. Изучая последствия родительского вмешательства в драки между детьми в семье, было обнаружено, что дети проявляют больше физической или вербальной агрессии против единственного брата или сестры, чем против всех остальных детей, с которыми они общаются. Очевидно, эти взаимоотношения лежат в основе приобретения опыта агрессивного поведения. Братья и сестры агрессивных детей более склонны отвечать на нападение контратакой, чем братья и сестры обычных детей – что повышает вероятность продолжения и эскалации силового противостояния.

Другой аспект семейных взаимоотношений – это характер семейного руководства. В общем, выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей. Непоследовательные наказания у ребенка ассоциируются с агрессией. Родители, которые грозят наказать, но не осуществляют свои угрозы на практике, по сути дела учат ребенка игнорировать их самих. Стиль общения, который основан на силе, превратит ребенка в отверженного в среде сверстников и отстающего в школе. Дети из семей, не обучающих уступчивости, агрессивны и вспыльчивы. От них отворачиваются родители, приятели, да и у ребенка складывается весьма негативный образ самого себя.

Литература

  1. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Питер, 1997. – 450 с.

Метрики

Просмотров

Всего: 2126
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 82
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1