Ювенальная юстиция сквозь призму ценностей

21

Общая информация

Рубрика издания: Ювенальная юридическая психология

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Ювенальная юстиция сквозь призму ценностей // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

Испытывая «шок от настоящего», человек стремится выработать в себе и принять такие ценности, жизненные ориентиры, которые позволили бы ему найти свое место в различных системах взаимодействия и самоопределиться. В таких условиях особенно трудно приходится молодому поколению с его еще не устоявшимся нравственным опытом, мировоззрением, подвижной системой ценностей. Обостряется противоречие между формирующейся личностью и новым обществом (Федосова И.В., 2009).

Основными причинами внедрения ювенальной юстиции явились ослабление устоев семьи, снижение ответственности родителей за воспитание и образование детей, увеличение числа родителей жестоко обращающихся с детьми и не выполняющих свои обязанности по заботе о детях и их воспитании, снижение воспитательных функций школы и т.д.

 

<...>

Полный текст

Испытывая «шок от настоящего», человек стремится выработать в себе и принять такие ценности, жизненные ориентиры, которые позволили бы ему найти свое место в различных системах взаимодействия и самоопределиться. В таких условиях особенно трудно приходится молодому поколению с его еще не устоявшимся нравственным опытом, мировоззрением, подвижной системой ценностей. Обостряется противоречие между формирующейся личностью и новым обществом (Федосова И.В., 2009).

Основными причинами внедрения ювенальной юстиции явились ослабление устоев семьи, снижение ответственности родителей за воспитание и образование детей, увеличение числа родителей жестоко обращающихся с детьми и не выполняющих свои обязанности по заботе о детях и их воспитании, снижение воспитательных функций школы и т.д.

Чтобы выяснить, как относятся к этим экспериментам на территории города Нижневартовска и какие ценностные предпочтения у тех, кто поддерживает данные перемены, было проведено исследование среди студентов специальности психология и педагогика. На первом этапе молодым людям предстояло пройти анкетирование:

1.   Как бы Вы оценили в России существующую систему защиты прав ребенка, его интересов и наказания за нарушения?

А. Положительно.

Б. Отрицательно.

В. Неоднозначно.

Г. Затрудняюсь.

2.   Как Вы относитесь к идее внедрения ювенальной юстиции в России?

А. Положительно, считаю, что это будет эффективно, будет способствовать профилактике детской преступности, соблюдению прав ребенка.

Б. Нейтрально, так как не имею точного представления о понятии, преимуществах и недостатках данной системы.

В. Отрицательно, на сегодняшний день Россия не готова использовать систему ювенальной юстиции, основанную на зарубежном опыте.

3.   Что, на Ваш взгляд, будет способствовать снижению детской и подростковой преступности, уменьшению количества детей с девиантным поведением?

1. Повышение правовой грамотности школьников.

2. Создание условий занятости детей и подростков в свободное время.

3. Повышение ответственности семьи за воспитание детей (просвещение).

4. Повышение компетентности сотрудников правоохранительных органов.

5. Повышение уровня воспитательной работы в образовательных учреждениях.

6. Повышение экономической стабильности в стране.

7. Повышение правовой грамотности родителей.

8. Ужесточение законов, касающихся ответственности родителей за правонарушения детей.

На первый вопрос респонденты ответили следующим образом: вариант «А» выбрало 10% молодых людей, «Б» - 35%, «В» - 25% и «Г» - 30% всех опрошенных, что говорит о негативном отношении к ювенальной юстиции.Ответы на следующий вопрос распределились так: «А» - 5%, «Б» - 40%, «В» - 55%.При выполнении последнего вопроса анкеты большинство респондентов отметили повышение ответственности семьи за воспитание детей – 80%, создание условий занятости детей и подростков – 75% и повышение уровня воспитательной работы – 70%. Наименьшее внимание, по мнению студентов, следует уделять повышению компетентности сотрудников правоохранительных органов – 20%.

На втором этапе исследования молодым людям были предложены списки терминальных и инструментальных ценностей, где им предстояло проранжировать их от самого важного, к наименее ценному – методика Рокича.

При обработке результатов были соотнесены два этапа исследования и, как оказалось, молодые люди, которые положительно оценили систему российского законодательства, но отрицательно относятся к внедрению ювенальной юстиции, на первые местав списке терминальных ценностей поставили физическое и психическое здоровье и счастливую семейную жизнь. А среди инструментальных предпочтений выбрали воспитанность и аккуратность.

Студенты, высказывающиеся отрицательно о существующем законодательстве, но поддерживающие ювенальную юстицию, напротив, в десятку важнейших ценностей выбирают жизненную мудрость и наличие верных друзей.

Респонденты, негативно настроенные и к российской системе защиты прав и к нововведениям, отмечают активную жизненную позицию, интересную работу, а на последние места в рейтинге ценностей ставят исполнительность, самоконтроль и непримиримость к недостаткам в себе и других.

И, наконец, студенты, высказавшие нейтральную точку зрения, выбрали следующие ценности: любовь – молодые люди относят на первое место, а красоту природы и искусства и счастье других – на последние места в рейтинге.

Литература

  1. Федосова И.В. Проблема ценностных ориентаций в научной литературе // Ценности и смыслы, 2009. №2. С. 75-92.

Метрики

Просмотров

Всего: 1246
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 21
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1