Рекомендации по коррекции неадекватных правовых представлений у несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание

67

Общая информация

Рубрика издания: Ювенальная юридическая психология

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Сучкова Е.Л. Рекомендации по коррекции неадекватных правовых представлений у несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

Негативное отношение к праву, правоохранительным органам и их деятельности является существенным препятствием для адекватной оценки несовершеннолетними осужденными собственного правового поведения.Проведенное нами исследование по изучению правовых установок несовершеннолетних осужденных с помощью методики психологического рисунка показало, что несовершеннолетние осуждённые испытывают отрицательные чувства по отношению к закону, который, по их мнению, осуществляет прежде всего карательно-репрессивную функцию. Тема наказания, присутствующая в рисунках, позволяет говорить о том, что несовершеннолетние осуждённые воспринимают понесённое наказание как тяжёлое и несправедливое (Сучкова Е.Л., 2009).

Воспитанниками признается наличие справедливых законов, однако порядок их реализации вызывает негативную реакцию. На вопрос о том, почему часть людей выбирает противоправное поведение, более половины опрошенных несовершеннолетних осужденных ответили, что это происходит из-за «неприятия официальной правовой системы».По отношению к оценке справедливости деятельности правоохранительных органов несовершеннолетние осужденные не занимают строго определенной ичетко выраженной позиции. Справедливость решений указанных правовых институтов, по их мнению, зависит от таких субъективных факторов, как личность сотрудников правоохранительных органов.Результаты, полученные в ходе проведения фокус-групп позволяют говорить о высоком уровне критичности несовершеннолетних осужденных к таким отрицательным явлениям современного общества, как недейственность правовых институтов, неравенство жизненных шансов в зависимости от уровня материальной обеспеченности. Как крайне несправедливыми осужденные воспринимают факты коррумпированности судов, отмечают излишнюю строгость наказания в отношении людей с низким социальным статусом (Сучкова Е.Л., 2011).

 

<...>

Полный текст

Негативное отношение к праву, правоохранительным органам и их деятельности является существенным препятствием для адекватной оценки несовершеннолетними осужденными собственного правового поведения.Проведенное нами исследование по изучению правовых установок несовершеннолетних осужденных с помощью методики психологического рисунка показало, что несовершеннолетние осуждённые испытывают отрицательные чувства по отношению к закону, который, по их мнению, осуществляет прежде всего карательно-репрессивную функцию. Тема наказания, присутствующая в рисунках, позволяет говорить о том, что несовершеннолетние осуждённые воспринимают понесённое наказание как тяжёлое и несправедливое (Сучкова Е.Л., 2009).

Воспитанниками признается наличие справедливых законов, однако порядок их реализации вызывает негативную реакцию. На вопрос о том, почему часть людей выбирает противоправное поведение, более половины опрошенных несовершеннолетних осужденных ответили, что это происходит из-за «неприятия официальной правовой системы».По отношению к оценке справедливости деятельности правоохранительных органов несовершеннолетние осужденные не занимают строго определенной ичетко выраженной позиции. Справедливость решений указанных правовых институтов, по их мнению, зависит от таких субъективных факторов, как личность сотрудников правоохранительных органов.Результаты, полученные в ходе проведения фокус-групп позволяют говорить о высоком уровне критичности несовершеннолетних осужденных к таким отрицательным явлениям современного общества, как недейственность правовых институтов, неравенство жизненных шансов в зависимости от уровня материальной обеспеченности. Как крайне несправедливыми осужденные воспринимают факты коррумпированности судов, отмечают излишнюю строгость наказания в отношении людей с низким социальным статусом (Сучкова Е.Л., 2011).

В связи с вышеизложенным, следует проводить с воспитанниками занятия, в которых освещаются вопросы о мерах и усилиях государства для изменения представлений о праве как о институте принуждения правящей элиты по отношению к низшим слоям общества. Для этого может быть использован подбор специальной литературы, документальных и художественных фильмов, телевизионных передач, направленных на повышение правовой культуры.

При осуществлении психологической коррекции неадекватных правовых представлений у несовершеннолетних осужденных необходимо исходить из того, что основной причиной совершения преступления конкретным человеком является недостаточная социализированность личности, т.е. непонимание норм и правил социальной жизни, неумение ориентироваться в системе социальных связей, неадекватная оценка собственного потенциала и, как следствие конфликтный характер взаимоотношений с обществом.

Для работы по психологической коррекции правовых представлений осужденных мы предлагаем психологам учреждения использовать форму групповой коррекции правовых представлений осужденных, которая может осуществляться в виде социально-психологического тренинга. В тренинговую программу по коррекции правовых представлений осужденных мы предлагаем включить занятия сэлементами поведенческого тренинга (тренинга умений).

В качестве материалов для проведения занятий по обучению адаптивным формам поведения можно использовать сделанные осужденными описания обстоятельств совершения ими преступлений. Анализ содержания ситуаций позволит несовершеннолетним осужденным «увидеть» со стороны то, каким способом лица, совершившие преступления, пытаются приуменьшить свою вину, представить себя в более выгодном свете, изобразить жертвой обстоятельств, исполнителем чужой воли или лицом, действия которого вызваны несправедливыми поступками других людей. Демонстрация в ходе обсуждения искаженного представления о криминальной ситуациии роли действующих в ней лиц поможет воспитанникам отрефлексировать собственное поведение в правовой сфере.

Литература

  1. Сучкова Е.Л. Методики психологического изучения правовых представлений и установок осужденных. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2009. – 105 с.
  2. Сучкова Е.Л. Коррекция правовых представлений осужденных: Методические рекомендации для психологов уголовно-исполнительной системы. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2011. – 155 с.

Информация об авторах

Сучкова Елизавета Львовна, кандидат психологических наук, доцент, профессор, кафедра организации психологической службы в уголовно-исполнительной системе, Вологодский институт права и экономики ФСИН России, Вологда, Россия, e-mail: elizavetasuchkova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2030
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 67
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0