Психолого-педагогические компетенции в деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы в условиях реформирования

43

Общая информация

Рубрика издания: Пенитенциарная психология и практика исполнения уголовных наказаний

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Психолого-педагогические компетенции в деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы в условиях реформирования // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

В современных условиях модернизации уголовно-исполнительной системы, содержание учебного материала профессиональной подготовки необходимо реализовывать на основе компетентностного подхода, который является одним из доминирующих во всей системе отечественного и зарубежного образования. На основе изучения приказов ФСИН, регламентирующих образовательный содержательный минимум для всех уровней обучения сотрудников в учебных центрах, а также современных исследований содержания профессиональной подготовки сотрудников УИСнами выделено пять групп основных компетенций: нормативно-правовая, психолого-педагогическая, специальная, физическая и информационная компетенции, причем значимость каждой компетенции определяется её порядковым номером в данном перечне. Наиболее значимыми в период реформирования УИС являются изменения психолого-педагогической компетенции, которые мы рассмотрим более подробно.

Психолого-педагогические компетенции включают владение знаниями, умениями, навыками и опытомпсихолого-педагогического воздействия на осужденных, знание и практическое применение основных психолого-педагогических средств и методов исправления осужденных в условиях колонии, а также учет социальных факторов исправления и работу с ними.

Базовыми для формирования психолого-педагогической компетенции являются (в соответствии с профессиографическим подходом Н.В. Кузьминой): гностические, коммуникативные, конструктивные, организационные способности и умения сотрудников.

 

<...>

Полный текст

В современных условиях модернизации уголовно-исполнительной системы, содержание учебного материала профессиональной подготовки необходимо реализовывать на основе компетентностного подхода, который является одним из доминирующих во всей системе отечественного и зарубежного образования. На основе изучения приказов ФСИН, регламентирующих образовательный содержательный минимум для всех уровней обучения сотрудников в учебных центрах, а также современных исследований содержания профессиональной подготовки сотрудников УИСнами выделено пять групп основных компетенций: нормативно-правовая, психолого-педагогическая, специальная, физическая и информационная компетенции, причем значимость каждой компетенции определяется её порядковым номером в данном перечне. Наиболее значимыми в период реформирования УИС являются изменения психолого-педагогической компетенции, которые мы рассмотрим более подробно.

Психолого-педагогические компетенции включают владение знаниями, умениями, навыками и опытомпсихолого-педагогического воздействия на осужденных, знание и практическое применение основных психолого-педагогических средств и методов исправления осужденных в условиях колонии, а также учет социальных факторов исправления и работу с ними.

Базовыми для формирования психолого-педагогической компетенции являются (в соответствии с профессиографическим подходом Н.В. Кузьминой): гностические, коммуникативные, конструктивные, организационные способности и умения сотрудников.

Несмотря на то, что формированию данных компетенций должно уделяться внимание на всех этапах подготовки сотрудников, специфика их усвоения заключается в изменении приоритетного статуса в соответствии с требованиями, предъявляемыми к сотрудникам в зависимости от уровня их подготовленности.

Коммуникативные навыки настолько важны, что их отсутствие или нежелание их приобретать является противопоказанием к профессиональной деятельности. В соответствии с вышесказанным коммуникативные качества должны быть сформированы уже на этапе начальной подготовки. Также на этапе начальной подготовки в большей мере должны формироваться основные знания (гностический компонент) о сущности психических явлений и их роли в профессиональной деятельности, знания основ пенитенциарной педагогики и психологии, основ культуры и профессиональной этики сотрудника, вопросов общей культуры, морали, нравственности, воспитания, поведения сотрудника УИС в различных служебных ситуациях, представления о требованиях к личности сотрудника УИС.

Конструктивная деятельность по проектированию воспитательного процесса, подготовкапланов, разработка методик, анализ, выбор воспитательной тактики и стратегии, адаптация методов воспитательного воздействия – основные умения, особое внимание формированию которых целесообразно уделять на этапе профессиональной переподготовки. Умение анализировать большой объем разнообразной информации, определять ее важность, осуществлять мысленное моделирование и прогнозирование различных ситуаций поведения осужденных, умение принимать быстрые решения в непредсказуемых условиях – все это делает необходимым формирование интеллектуальных, аналитических, прогностических способностей у сотрудников.

Организаторские, управленческие умения и навыки являются самыми важными на этапе повышения квалификации. Воспитательное воздействие на осужденных предполагает умение организовать их на совместную деятельность (спортивную, трудовую, культурную, образовательную), осуществить ее, управлять ею. Сотрудник УИС должен сочетать быстрые реакции на новые обстоятельства, быстродействие с уравновешенностью и эмоциональной устойчивостью, самообладанием в конфликтных ситуациях.

Метрики

Просмотров

Всего: 2037
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 43
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0