При изучении проблемы генеза противоправного поведения не вызывает сомнение важность учета функционирования регуляторных способностей субъекта (Ross T., Fontao M.I., 2006; Кудрявцев И.А., Лапшина Е.Н., 2010).Для составления коррекционных мероприятий в отношении лиц, отбывающих наказание, необходимо оценивать особенностикогнитивных подпроцессов, связанных с социальной апперцепцией правонарушителей, объединяющих когнитивную и аффективную стороны регуляторного процесса. Под социальной апперцепцией подразумевается способность к адекватному восприятию и интерпретации субъектом контекста ситуации, продуцированию альтернатив ее исхода и выбору наиболее адекватного варианта ее разрешения, а также способность к распознаванию эмоционального контекста ситуации.
С целью изучения социальной апперцепции лиц, отбывающих наказание, была разработана проективная Методика изучения социальной апперцепции (Булыгина В.Г., Жумагалиева М.Ю., 2011). Методика состоит из 22 ситуаций, изображенных художником в виде картинок. 8 ситуаций были отнесены к социально-бытовому контексту; 7 – к криминальному; 7 – к контексту, связанному с болезнью.Участники ситуации намеренно были изображены без прорисовки лиц, чтобы усилить неопределенность стимульного материала. Последнее по мнению авторов будет способствовать опоре на личностные смыслы при трактовке ситуации испытуемым. Процедура исследования заключалась в последовательном предъявлении картинок испытуемому. По каждой из них он должен ответить на следующие вопросы: 1.Что изображено на картинке, что происходит (опишите ситуацию)?; 2. Как вам кажется, что будет происходить дальше, какие могут быть варианты развития событий?; 3. Как бы вы поступили на месте одного из участников ситуации (выберите любого)?; 4. Какие эмоции испытывают участники ситуации?
В исследовании приняли участие 26 испытуемых с нормосообразным поведением и 15 испытуемых, отбывающих уголовное наказание в колонии особого режима ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Мордовия, совершивших как имущественные преступления совершили - 73%испытуемых,так и преступления против личности – 27%.
Анализ данных, полученных при помощи методики Стили саморегулции поведения (Моросанова В.И., 2004) выявил, что у лиц, совершивших ООД, в меньшей степени развита способность к осознанной произвольной саморегуляции поведения. В частности - способность к построению модели значимых условий деятельности, то есть квосприятию информации о параметрах ситуации, в которой будет осуществляться деятельность, а именно, о необходимых для ее осуществления условиях, и о тех ресурсах, которыми располагает субъект.
Использование методики изучения социальной апперцепции показало, что для лиц с противоправным поведением характерны следующие нарушения когнитивных подпроцессов, относящихся к моделированию, а именно: интерпретация ситуационного контекста с опорой на субъективные критерии, продуцирование меньшего количества альтернатив развития ситуации с наличием неадекватных ситуационному контексту и агрессивных вариантов. При этом они склонны предлагать от своего имени неконструктивные варианты разрешения ситуации.