Роль человеческого фактора в работе отделов, осуществляющих регистрационную, экзаменационную деятельность, технический надзор Государственной инспекции безопасности дорожного движения
Общая информация
Рубрика издания: Личностно-ориентированные психотехнологии в правоохранительных органах
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Борисова С.Е. Роль человеческого фактора в работе отделов, осуществляющих регистрационную, экзаменационную деятельность, технический надзор Государственной инспекции безопасности дорожного движения // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».
Фрагмент статьи
В настоящее время осуществление профессиональной деятельности сотрудниками органов внутренних дел происходит в условиях реформирования Министерства внутренних дел Российской Федерации. В связи с этим возрастает роль человеческого фактора и управленческой компетентности, во многом определяющих моральный настрой сотрудников и вероятность достижения качественных результатов труда.
Нами проведен опрос 43 начальников (заместителей) отделов (отделений), осуществляющих регистрационную, экзаменационную деятельность, технический надзор ГИБДД территориальных органов МВД России на районном уровне, повышавших квалификацию в мае 2012 года в Орловском юридическом институте МВД России. Использованы методика «Формулирование модульных стратегий организации» (В.М. Снетков, 2001) и опросник Блейка-Моутон «Оценка стиля деятельности руководителя».
В соответствии с полученными результатами в качестве доминирующих проблем опрошенными названы неблагоприятный социально-психологический климат в коллективе, недостаточная управленческая компетентность, вмешательство в рабочий процесс иных физических и юридических лиц, отсутствие достаточных по площади помещений и нерациональный режим работы.
Опираясь на модульно-функциональную модель организации (В.М. Снетков, 2001), стоит отметить, что указанные проблемы являются разноплановыми, но взаимообусловленными.
<...>
Полный текст
В настоящее время осуществление профессиональной деятельности сотрудниками органов внутренних дел происходит в условиях реформирования Министерства внутренних дел Российской Федерации. В связи с этим возрастает роль человеческого фактора и управленческой компетентности, во многом определяющих моральный настрой сотрудников и вероятность достижения качественных результатов труда.
Нами проведен опрос 43 начальников (заместителей) отделов (отделений), осуществляющих регистрационную, экзаменационную деятельность, технический надзор ГИБДД территориальных органов МВД России на районном уровне, повышавших квалификацию в мае 2012 года в Орловском юридическом институте МВД России. Использованы методика «Формулирование модульных стратегий организации» (В.М. Снетков, 2001) и опросник Блейка-Моутон «Оценка стиля деятельности руководителя».
В соответствии с полученными результатами в качестве доминирующих проблем опрошенными названы неблагоприятный социально-психологический климат в коллективе, недостаточная управленческая компетентность, вмешательство в рабочий процесс иных физических и юридических лиц, отсутствие достаточных по площади помещений и нерациональный режим работы.
Опираясь на модульно-функциональную модель организации (В.М. Снетков, 2001), стоит отметить, что указанные проблемы являются разноплановыми, но взаимообусловленными.
Наиболее существенным выступает социально-психологический модуль, включающий неблагоприятную социально-психологическую атмосферу в коллективе и недостаточную управленческую компетентность, которые неразрывно связаны друг с другом, поскольку психологический климат в коллективе находится в прямой зависимости от адекватности и грамотности стиля и методов руководства.
Одновременно с этим важны проблемы, представленные в функционально-коммуникативном модуле и отражающие межличностные коммуникации, обусловленные особенностями взаимоотношений сотрудников с внешней средой. По мнению опрошенных проблемы указанного характера связаны как с объективными причинами (недостаточным материально-техническим обеспечением деятельности, нехваткой времени и большим объемом работы), так и причинами субъективного характера. Среди вторых называются некоторые личностные особенности сотрудников (неумение быть беспристрастными, переживание состояния психической напряженности, недостаточная профессиональная компетентность, неумение грамотно и понятно излагать свои мысли) и психологические характеристики граждан (агрессивность, неадекватное поведение в отношении сотрудников, обостренное в последние годы, непонимание содержания осуществляемой сотрудником деятельности, недобросовестность и недостаточное воспитание).
Не менее значимым является управленческий модуль, предусматривающий рациональный режим работы. По мнению респондентов, нерациональность графика работы обусловлена, прежде всего, сокращением кадров и штатной численности подразделений и, как следствие, высоким уровнем загруженности (в том числе бумажной работой), выполнением не свойственных подразделению функций (задач сотрудников дорожно-патрульной службы ГИБДД).
Результаты самооценки стиля деятельности опрошенных руководителей показали, что подавляющее их большинство ориентируется на задачу, а не на персонал и придерживается стиля, занимающего промежуточное положение между авторитарным и производственно-командным управлением.
С одной стороны, данный стиль является приемлемым в обстоятельствах, при которых требуется максимальная мобилизация психологических (интеллектуальных, личностных) сил при недостатке временных и материально-технических ресурсов. С другой стороны, длительно и постоянно проявляющийся такой стиль способен нежелательным образом влиять на моральное состояние сотрудников, приводить к деперсонализации и «эмоциональному выгоранию».
Учитывая результаты проведенного исследования, следует сделать вывод не только о целесообразности улучшения условий трудовой деятельности рассматриваемой категории сотрудников, но и о необходимости повышения управленческой компетентности руководителей, формирования способности использовать современные психологические технологии в работе с личным составом.
Литература
- Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента: Учебное пособие, 2-е изд. / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2001.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2042
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 66
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0