К вопросу о психологии преодоления кризисов переговорной деятельности в практике органов внутренних дел

75

Общая информация

Рубрика издания: Личностно-ориентированные психотехнологии в правоохранительных органах

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Вахнина В.В. К вопросу о психологии преодоления кризисов переговорной деятельности в практике органов внутренних дел // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

Несмотря на большую практическую значимость, проблема профилактики преодоления кризисов переговорной деятельности в ситуациях захвата заложников разработана явно недостаточно.

Профилактика и преодоление кризисов переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел предусматривает изучение особенностей кризисов переговорной деятельности в различных криминальных ситуациях, использование новых моделей переговоров, новых адаптационных возможностей, формирование переговорной компетентности (подготовленности) и готовности сотрудников ОВД, что обеспечит эффективное использование методов позитивного разрешения кризисных ситуаций.

Криминальные ситуации нами понимаются как ситуации, связанные с применением норм статей уголовного кодекса Российской Федерации, в которых ведутся переговоры с преступниками: захват заложников (ст. 206 УК РФ), похищение человека (ст. 126 УК РФ) и незаконное лишение свободы людей (ст. 127 УК РФ); терроризм(ст. 205 УК РФ); заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ); угон воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ); массовые беспорядки (ст. 212 УК РФ); дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК РФ); хищение предметов, имеющих особую ценность (ст. 164 УК РФ); бандитизм (ст. 209 УК РФ); невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ); организация незаконного вооруженного формирования и участие в нем (ст. 208 УК РФ) и в других ситуациях.

 

<...>

Полный текст

Несмотря на большую практическую значимость, проблема профилактики преодоления кризисов переговорной деятельности в ситуациях захвата заложников разработана явно недостаточно.

Профилактика и преодоление кризисов переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел предусматривает изучение особенностей кризисов переговорной деятельности в различных криминальных ситуациях, использование новых моделей переговоров, новых адаптационных возможностей, формирование переговорной компетентности (подготовленности) и готовности сотрудников ОВД, что обеспечит эффективное использование методов позитивного разрешения кризисных ситуаций.

Криминальные ситуации нами понимаются как ситуации, связанные с применением норм статей уголовного кодекса Российской Федерации, в которых ведутся переговоры с преступниками: захват заложников (ст. 206 УК РФ), похищение человека (ст. 126 УК РФ) и незаконное лишение свободы людей (ст. 127 УК РФ); терроризм(ст. 205 УК РФ); заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ); угон воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ); массовые беспорядки (ст. 212 УК РФ); дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК РФ); хищение предметов, имеющих особую ценность (ст. 164 УК РФ); бандитизм (ст. 209 УК РФ); невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ); организация незаконного вооруженного формирования и участие в нем (ст. 208 УК РФ) и в других ситуациях.

Криминальные ситуации являются кризисными по своей сути, проявляются в остро конфликтном противостоянии сторон, вызванном сознательными и планируемыми (захват заложников в политических целях) или спонтанными (захват случайного заложника преследуемым преступником) действиями криминальных элементов или (значительно реже) спровоцированном непрофессиональными действиями сотрудников органов внутренних дел. Переговорная деятельность выступает одним из путей оптимального выхода из ситуации.

Кризис переговорной деятельности в криминальных ситуациях – это «кризис кризиса», когда все или одна из сторон переговорного процесса субъективно не видят приемлемого выхода из ситуации или рассматривают насильственные действия как единственный выход. Кризис может характеризоваться усилением конфликтных действий, в том числе связанных с демонстрацией силы. Предметом кризиса являются определенные противоречия: идеологические, религиозные, национальные интересы, социальные, материальные. Кризисная ситуация характеризуется внезапностью, неожиданностью, быстротой развития событий, их непредсказуемостью и плохой управляемостью.

Таким образом кризис – это резкое, внезапное ухудшение отношений сторон; резкое изменение; поворотный момент; крутой перелом; тяжелое переходное состояние, характеризующееся недостаточностью имеющихся возможностей для поддержания взаимодействия сторон на оптимальном уровне. Кризис – это крайнее обострение противоречий, тупиковое состояние в переговорной деятельности, объективное явление в переговорной деятельности. Кризис возникает при невозможности преодоления различных препятствий и проблем, формировании неадекватной оценки событий на основе предыдущего жизненного опыта и индивидуально-личностных особенностей. Выделяются кризисы собственно психологические, связанные с личностными изменениями, а также кризисы, источниками которых являются внешние стимулы – экстремальные ситуации (захват заложников, похищение людей). Кризис детерминирует двойная мотивация: внешние причины, не зависящие от человека и внутренние причины. Кризисы могут быть инициированы как внутренними переменными (рефлексия, актуализация потребности в самореализации, дифференциация Я-концепции) так и внешними, связанными с резким изменением социальной ситуации, трансформацией статусного места, потерей близких людей. В процессе кризиса происходит присвоение, интериоризация жизненных событий, нейтральные первоначально объекты (предметы, люди, ситуации) становятся значимыми, приобретают личностный смысл. Благодаря мотивирующей составляющей вырабатывается индивидуальное отношение к данному объекту, т.е. особую значимость приобретает рефлексивная составляющая.

В основе кризиса может быть: объективно неразрешимый конфликт позиций и интересов (в этом случае переговорная деятельность теряет смысл); конфликт позиций и интересов, который субъективно воспринимается одной из сторон или обеими сторонами как неразрешимый, но имеет объективные предпосылки для разрешения (в этом случае переговорная деятельность может быть продолжена и способна привести к преодолению кризиса); эмоционально-психологическое состояние одной из сторон (как правило – представителей криминала), которое выступает негативной доминантой, приведшей к кризису переговоров (в этом случае психологическая составляющая в управлении кризисной ситуацией начинает играть доминирующую роль, и могут представиться возможности для коррекции ситуации психологическими средствами и дальнейшего продолжения переговорной деятельности); непрофессиональные или несогласованные действия отдельных правоохранительных структур (например, необоснованное демонстративное выдвижение специальных подразделений на исходные для штурма позиции в ходе переговоров), провоцирующие кризис переговоров.

Изучение кризисных ситуаций в переговорной деятельности способствует выделению отдельной области задач исследования, отражающих специфику кризиса – кризисного урегулирования (кризисного управления). Кризисное урегулирование – это действия двух сторон, пытающихся реализовать свои несовместимые с другой стороной цели: получить преимущество, предотвратить или ускорить столкновение, т.е. реализовать собственные цели при наличии ограничения.

Антикризисное управление является способом ведения конкурентной борьбы, управления кризисами, «переломными» ситуациями; технологией создания переломных ситуаций, удержания контроля над ними и, на выходе, достижением результата. Управление в кризисных ситуациях включает комплекс мероприятий, способствующих выводу из кризиса, либо использующихся в условиях уже наступившего кризиса, которые реализуются двумя основными механизмами: обеспечением готовности к неблагоприятным событиям и реализацией комплекса мер, направленных на снижение последствий уже наступившей кризисной ситуации. Необходимы научно обоснованные рекомендации по профилактике и преодолению кризиса переговорного процесса в криминальных ситуациях на основе рефлексивного управления ходом переговоров с помощью различных приемов психологического воздействия.

 

 

Информация об авторах

Вахнина Виктория Владимировна, доктор психологических наук, доцент, профессор, кафедрf психологии, педагогики и организации работы с кадрами, Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации (ФГКОУ ВО «Академия управления МВД России»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3242-840X, e-mail: vikavahnina@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2210
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 75
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1