О коммуникативной компетентности следователя

154

Общая информация

Рубрика издания: Личностно-ориентированные психотехнологии в правоохранительных органах

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Вертягина Е.А. О коммуникативной компетентности следователя // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

Коммуникативная компетентность следователя проявляется в его умении определять цели коммуникации, оценивать ситуацию профессионального общения, устанавливать и поддерживать психологический контакт с участниками общения, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного поведения.

Нами был проведен анкетный опрос 30 работников следствия в возрасте от 22 до 30 лет со стажем работы в должности следователя до 1 года. Вопросы анкеты касались социально-психологических особенностей производства допроса как основного следственного действия, определяющего не только результативность работы следователя, но и его коммуникативную компетентность. Молодые следователи считают, что вполне уверенно проводят допрос: процессом общения с подследственным всегда доволен каждый пятый следователь, скорее довольны – 80% респондентов. План допроса продумывают в зависимости от ситуации и характера предстоящего допроса более половины опрошенных, всегда готовят план допроса около 40% следователей. По мнению большинства респондентов, в ходе допроса им удается установить психологический контакт с допрашиваемым, разрешать конфликтные ситуации, определять отношение допрашиваемого к следователю и к задаваемым вопросам, изменять свое поведение и план допроса в зависимости от складывающейся ситуации, достигать цели профессионального общения. Но каждый второй молодой следователь испытывает трудности при необходимости оказать психологическое воздействие на допрашиваемого, использовать неречевые источники воздействия на допрашиваемого. Если цель допроса не достигнута, причины следует искать в эмоциональном состоянии допрашиваемого (указали 45% респондентов); в плохой подготовке к беседе, собственном эмоциональном состоянии, в отсутствии навыков визуальной диагностики (отметил каждый третий). Более половины молодых следователей испытывают трудности при определении психического состояния допрашиваемого.

 

<...>

Полный текст

Коммуникативная компетентность следователя проявляется в его умении определять цели коммуникации, оценивать ситуацию профессионального общения, устанавливать и поддерживать психологический контакт с участниками общения, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного поведения.

Нами был проведен анкетный опрос 30 работников следствия в возрасте от 22 до 30 лет со стажем работы в должности следователя до 1 года. Вопросы анкеты касались социально-психологических особенностей производства допроса как основного следственного действия, определяющего не только результативность работы следователя, но и его коммуникативную компетентность. Молодые следователи считают, что вполне уверенно проводят допрос: процессом общения с подследственным всегда доволен каждый пятый следователь, скорее довольны – 80% респондентов. План допроса продумывают в зависимости от ситуации и характера предстоящего допроса более половины опрошенных, всегда готовят план допроса около 40% следователей. По мнению большинства респондентов, в ходе допроса им удается установить психологический контакт с допрашиваемым, разрешать конфликтные ситуации, определять отношение допрашиваемого к следователю и к задаваемым вопросам, изменять свое поведение и план допроса в зависимости от складывающейся ситуации, достигать цели профессионального общения. Но каждый второй молодой следователь испытывает трудности при необходимости оказать психологическое воздействие на допрашиваемого, использовать неречевые источники воздействия на допрашиваемого. Если цель допроса не достигнута, причины следует искать в эмоциональном состоянии допрашиваемого (указали 45% респондентов); в плохой подготовке к беседе, собственном эмоциональном состоянии, в отсутствии навыков визуальной диагностики (отметил каждый третий). Более половины молодых следователей испытывают трудности при определении психического состояния допрашиваемого.

Представим результаты другого опроса следователей, проведенного нами совместно со студентом 5 курса Института прокуратуры РФ ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия» В.В. Цыбруком. Цель исследования – изучить мнение работников правоохраны относительно необходимости применения методов психовоздействия в профессиональной деятельности следователя. В данном опросе приняли участие 18 работников следственного органа в возрасте от 21 года до 50 лет со стажем работы от 1 года до 30 лет. Все следователи, имеющие стаж работы более 5 лет, указали, что ознакомлены с существующими методами психовоздействия: убеждением, принуждением, внушением и др. Затруднения возникли только у специалистов, работающих в должности следователя менее 5 лет. Большинство респондентов считают допустимым использование различных приемов психологического воздействия в своей профессиональной деятельности. Так наиболее эффективным в работе следователя признан метод принуждения, но чаще всего в профессиональном общении применяется метод убеждения. Каждый пятый опрошенный уверен, что применение психовоздействия необходимо только в случаях оказания открытого противодействия со стороны оппонента.

Для повышения коммуникативной компетентности следователей и успешной профессиональной адаптации молодых специалистов целесообразно в системе служебной подготовки больше внимания уделять формированию психологической готовности к следственной работе. Следует рекомендовать на основе специальных учебных программ обучать работников следствия тактике профессионального общения и приемам аудиовизуальной психодиагностики партнера по общению, практически отрабатывать конкретные приемы психовоздействия на подследственного.

 

 

Информация об авторах

Вертягина Елена Александровна, кандидат психологических наук, доцент Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовская государственная академия права», Саратов, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2276
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 154
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0