Роль самоэффективности в развитии профессионального самосознания юристов

172

Общая информация

Рубрика издания: Личностно-ориентированные психотехнологии в правоохранительных органах

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Дыса Е.В. Роль самоэффективности в развитии профессионального самосознания юристов // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

В современных научных работах, посвященных развитию профессионального самосознания личности, уделяется активное внимание изучению феномена самоэффективности, необходимого для организации успешной деятельности и для достижения высоких результатов в работе. С точки зрения ученых, самоэффективность может возникать в условиях включения индивида в активную деятельность. Для ощущения самоэффективности необходимо испытать себя в выполнении предложенных заданий, почувствовать себя в деле.

Понятие самоэффективности, введенное в научную психологию А. Бандурой (1977), означает уверенность человека в собственной конкретно обозначенной компетентности, в своих способностях организовывать и выполнять работу, необходимую для определенных достижений в той или иной деятельности. Альберт Бандура не только ввел это понятие в научную терминологию, но и раскрыл его суть и роль в личностном развитии каждого человека. По его мнению, «чем выше ожидания эффективности или мастерства, тем более активными становятся усилия» (А. Бандура, 2000).

Проблема самоэффективности за тридцать лет ее разработки завоевала значительную популярность среди зарубежных психологов, о чем свидетельствует постоянно возрастающее количество работ в этом направлении, которые доказывают ее прямое влияние на решения, действия и переживания человека (А. Бандура, 1993; Л. Хьелл, Д. Зиглер; Дж. Капрара, Д. Сервон). В отечественной психологии также начинается процесс теоретического осмысления этого феномена и его эмпирическое исследование (М.И. Гайдар, В.Г. Ромек, М.В. Чистова, Т.М. Маланьина, Т.О. Гордеева, О.А. Шепелева и др.). Современные немецкие психологи М. Ерусалем, Р. Шварцер и русский психолог В. Ромек уточнили и расширили понятие самоэффективности, внесли весомый вклад в разработку методики ее исследования.

 

<...>

Полный текст

В современных научных работах, посвященных развитию профессионального самосознания личности, уделяется активное внимание изучению феномена самоэффективности, необходимого для организации успешной деятельности и для достижения высоких результатов в работе. С точки зрения ученых, самоэффективность может возникать в условиях включения индивида в активную деятельность. Для ощущения самоэффективности необходимо испытать себя в выполнении предложенных заданий, почувствовать себя в деле.

Понятие самоэффективности, введенное в научную психологию А. Бандурой (1977), означает уверенность человека в собственной конкретно обозначенной компетентности, в своих способностях организовывать и выполнять работу, необходимую для определенных достижений в той или иной деятельности. Альберт Бандура не только ввел это понятие в научную терминологию, но и раскрыл его суть и роль в личностном развитии каждого человека. По его мнению, «чем выше ожидания эффективности или мастерства, тем более активными становятся усилия» (А. Бандура, 2000).

Проблема самоэффективности за тридцать лет ее разработки завоевала значительную популярность среди зарубежных психологов, о чем свидетельствует постоянно возрастающее количество работ в этом направлении, которые доказывают ее прямое влияние на решения, действия и переживания человека (А. Бандура, 1993; Л. Хьелл, Д. Зиглер; Дж. Капрара, Д. Сервон). В отечественной психологии также начинается процесс теоретического осмысления этого феномена и его эмпирическое исследование (М.И. Гайдар, В.Г. Ромек, М.В. Чистова, Т.М. Маланьина, Т.О. Гордеева, О.А. Шепелева и др.). Современные немецкие психологи М. Ерусалем, Р. Шварцер и русский психолог В. Ромек уточнили и расширили понятие самоэффективности, внесли весомый вклад в разработку методики ее исследования.

Самоэффективность является продуктом сложного процесса самоубеждения, который возникает на основе когнитивной обработки различных источников информации о собственной эффективности, среди которых основными являются: непосредственный опыт, опосредованный опыт, общественное мнение, физическое и эмоциональное состояние (А.А. Шатохин, 2004).

Особенно важным представляется изучение процесса развития и формирования самоэффективности в период профессионального обучения, поскольку именно представление о собственной компетентности, а не сами по себе умения, личностные качества и способности, выступает необходимым мотивационным условием, которое детерминирует поведение человека и определяет степень настойчивости при освоении, а дальше и при выполнении конкретних профессиональных действий.

Большое значение имеет самоэффективность для развития профессионального самосознания субъектов юридической деятельности, поскольку вера в собственную эффективность облегчает адаптацию к новым требованиям современного общества, способствует раскрытию способностей и возможностей будущих юристов, повышает настойчивость, активность, помогает преодолевать трудности в правоохранительной деятельности и достигать поставленных целей.

Таким образом, самоэффективность является важным компонентом профессионального самосознания юристов. Она проявляется в чувстве собственной компетентности, возможности успешного выполнения поставленных перед человеком профессиональных задач, быстрой ориентации в нестандартных ситуациях. Для формирования психологической готовности к юридической деятельности самоэффективность необходимо развивать в период обучения на старших курсах юридических факультетов и проводить ее диагностику.

Литература

  1. Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000.
  2. Гайдар М.И. Развитие личностной самоэффективности студентов-психологов на этапе вузовского обучения: автореф. дис. на соискание учен. степени канд. психол. наук: спец. 19.00.07 / М.И.Гайдар. Воронеж, 2008.
  3. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. Учебное пособие. М.: Смысл; Изд. Центр «Академия», 2006.
  4. Шатохин А.А. Профессиональное самоопределение как составляющая профессиональной идентификации // Актуальные проблемы современной науки. № 3, 2004. С. 71-87.

 

Информация об авторах

Дыса Елена Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры философии и политологии Днепропетровского государственного университета внутренних дел, Украина, e-mail: elenadysa@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4073
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 172
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0