Особенности проявления профессиональных деструкций у следователей органов внутренних дел Украины
Общая информация
Рубрика издания: Личностно-ориентированные психотехнологии в правоохранительных органах
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Ковальчишина С.В. Особенности проявления профессиональных деструкций у следователей органов внутренних дел Украины // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».
Полный текст
Экономические, политические, социальные перемены, произошедшие в обществе за последнее десятилетие, привели к снижению уровня жизни, проблемам социально-психологического характера, ухудшению здоровья людей. Все это не могло не отразиться и на правоохранительной структуре Украины. Нестабильность в обществе и долгий процесс реформирования правоохранительной системы способствовали увеличению психоэмоциональной нагрузки на психику работников органов внутренних дел, что со временем приводит к появлению профессиональных деструкций.
Деструктивные изменения личности исследовались многими науками: философией, педагогикой, медициной, юриспруденцией и психологией. Каждая из указанных отраслей науки предлагала свои пути решения проблемы профессиональных деструкций.
В психологии сущность деструктивных изменений личности рассматривалась в процессе выполнения профессиональной деятельности, освещались общие направления нарушения профессионального развития и их конкретные проявления.
Профессиональные деструкции – это негативные последствия рабочих стрессов, постепенно накопившихся в виде устойчивых изменений структуры и содержания профессиональной деятельности, а также структуры личности субъекта (Зэер Э.Ф., Дружилов С.А.). Профессиональные деструкции негативно сказываются на производительности и удовлетворенности трудом, функциональных и межличностных взаимодействиях с партнерами, а также на развитии личности субъекта труда. Профессиональные деструкции связаны как с общими факторами жизнедеятельности человека (возрастными кризисами и др.), так и со специфическими детерминантами.
Большинство ученых (Зэер Э.Ф., Маркова А.К., Сыманюк Э.Э.) сходится во мнении, что психологическими детерминантами развития профессионально обусловленных деструкций являются конфликты профессионального самоопределения, кризисы профессионального становления, профессиональная дезадаптация, а также стереотипы мышления и деятельности, социальные стереотипы в поведении и отдельные формы психологической защиты: рационализация, проекция, отчуждение, замещение, идентификация.
Анализ теоретического материала по данной теме показал, что факторы профессиональной деструкции можно объединить в две группы: те, которые находятся в пределах профессиональной среды и общества, и те, которые находятся в пределах личности правоохранителя. Рассмотрим эти факторы более подробно:
Социально-экономический фактор. Неопределенность среды вызывает чувство тревоги, напряжения и требует дополнительных ресурсов для постоянного приспособления к изменяющимся условиям. В период социально-экономического, политического кризиса государство и население особенно нуждаются в защите, в связи с чем возрастает нагрузка на правоохранительные структуры.
Политический фактор. Вследствие принятия новых законов и реформ (особенно пенсионной), условия прохождения службы милиционеров становятся все более напряженными и ограниченными, что не привлекает потенциальных кандидатов на службу и разочаровывает тех, кто уже работает.
Функциональная маргинальность милиции. В условиях, когда экономическая и политическая ситуация в стране слабеет, ослабевает и ее правоохранительная система. Имидж милиции снижается в связи с ее противоречивым положением. Следователь, как и любой другой сотрудник милиции, занимает пограничную (маргинальную) позицию в отношении государства и населения.
Нарушение процесса профессиональной идентификации. В период профессионального становления идентификация молодых следователей претерпевает значительные изменения, не всегда позитивные. Образ идеального следователя у них имеет достаточно размытые очертания. Это связано с тем, что в процессе реформирования органов правопорядка, принятия новых законов, которые лишь ухудшили положение сотрудников ОВД, многие профессионалы следственных подразделений оставили службу.
Формирование синдрома выученной беспомощности. Деятельность милиционера проходит в условиях повышенной ответственности и строго ограничена законом. Из-за постоянно возникающих противоречий в правоохранительной деятельности каждому сотруднику приходится сталкиваться с чувством несостоятельности, невозможности помочь гражданину и в полной мере выполнить функцию правозащитника. Это вызывает разочарование в себе и в профессии, уменьшает профессиональную активность и приводит к формированию данного синдрома.
Развитие синдрома «асоциальной перцепции». В период служебной деятельности сотрудникам ОВД чаще приходится иметь дело с асоциальными и не всегда адекватными людьми, что приводит к формированию такой деструктивной черты характера как «асоциальная перцепция». Следователь склонен воспринимать любого гражданина как потенциального правонарушителя, относиться с подозрением даже к членам семьи, что приводит к внутрисемейным конфликтам и дисгармонизирует отношения.
Нарушения в коммуникативной сфере. Следователь по роду своей деятельности часто оказывается участником конфликтных ситуаций. Он может выступать в нескольких ролях: объект агрессии, медиатор, агрессор и провокатор. Нарушения в коммуникативной сфере следователя приводят к тому, что он все чаще оказывается в роли агрессора и провокатора конфликтов. Это связано с утрачиванием его способности устанавливать обратную связь из-за авторитарного стиля построения коммуникации.
Синдром эмоционального выгорания. Эмоциональное выгорание проявляется в жесткости характера, потере возможности поддерживать близкие отношения, одиночестве, аутизации. Вследствие блокирования эмоций может нарушаться процесс усвоения личностью жизненного опыта, что приводит к остановке психического развития и преждевременного старения.
Для определения выраженности тенденций профессиональной деструкции нами была разработана анкета, которая состоит из четырех блоков. Первый блок вопросов касается профессиональной идентичности сотрудника, 2-й блок характеризует заинтересованность сотрудника в профессии и его успешность в ней, 3-й блок вопросов раскрывает ценностно-мотивационную направленность личности в работе, 4-й блок показывает эмоциональное отношение респондента к профессии и служебной деятельности.
В исследовании принимали участие следователи (96 человек) ГУ МВД Украины в Донецкой области с разным стажем служебной деятельности в возрасте от 25 до 40 лет.
Анализируя полученные результаты, нами было установлено, что проявление профессиональных деструкций наблюдается у 22,9% следователей, имеющих стаж служебной деятельности более 10 лет. Из них у 5,20% респондентов выявлено нарушение процесса профессиональной идентификации. У этих следователей прослеживается слабое отождествление себя с профессиональной деятельностью, отсутствует желание ее продолжать, выражено разочарование в профессии. У половины следователей с ярко выраженной тенденцией профессиональной деструкции (10,41%) выявлена неудовлетворенность профессией и желание ее сменить, а треть респондентов показали низкую ценностно-мотивационную направленность и заинтересованность в профессии.
Таким образом, особенности проявления профессиональных деструкций у следователей ОВД заключаются в степени их идентификации с профессией, характере ценностно-мотивационной направленности, желании продвигаться по службе и заинтересованности в профессиональном росте.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2972
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 97
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1