Деятельность должностных лиц правоохранительных органов, осуществляющих уголовное судопроизводство, имеет ряд таких особенностей как «правовая регламентация; властный, обязательный характер профессиональных полномочий; творческий, нестандартный характер; процессуальная самостоятельность; экстремальный характер» (Романов В.В., 2012; Кроз М.М., 2010; Столяренко А.М., 2009). Перечисленные особенности предъявляют к личности субъекта данного направления деятельности специфические требования в отношении сформированности и развития определенных личностных качеств, коммуникативного и поведенческого опыта. Экстремальный характер деятельности требует от специалиста владения навыками психической саморегуляции своего состояния.
Руководитель следственного управления Следственного комитета по Астраханской области А.А. Бессонов, анализируя одну из острых управленческих проблем о недостаточной психологической готовности специалистов к осуществлению правоохранительной деятельности, отмечает, что при назначении на должности следователя «большинство кандидатов по своим психологическим характеристикам признаются условно годными к работе следователя. В связи с этим на руководителей ложится ответственность за развитие у них качеств, необходимых для эффективной деятельности» (Бессонов А.А., 2009).
Разработка и внедрение в образовательный процесс программ психологической подготовки студентов юридического вуза к осуществлению профессиональной деятельности может представлять практическую значимость для решения кадровых задач правоохранительных органов. Изучение социально-психологических факторов, влияющих на совершенствование личностного потенциала и формирование психологической готовности студентов к осуществлению служебной деятельности в правоохранительных органах представляет научный интерес для юридической психологии. Такие исследования проводятся в Российской правовой академии Минюста России начиная с 2010 г.
Оценка психологической готовности проводится на основе выявления и анализа разноуровневых личностных характеристик в соответствии с современными концепциями о структуре и динамическом развитии личности. Структурно программа состоит из четырех этапов. Цели первого этапа программы, связанные с приобретением студентами теоретических знаний о профессиональной деятельности юриста и экстремальных состояниях, достигаются в процессе изучения соответствующих разделов учебной дисциплины «Юридическая психология», обсуждения отдельных тем и вопросов на заседаниях научного кружка и интернет-форуме (http://www.forum.yr-psi-rpa.ru/), участия студентов в научно-исследовательской деятельности. Для углубленного изучения отдельных вопросов студенты используют возможности специально созданного учебного сайта (http:// www.yr-psi-rpa.ru/).
Цели второго этапа программы связаны с определением профессионально важных личностных качеств. Используя возможности «Ассесмент-центра», размещенного на учебном сайте, студенты могут самостоятельно провести диагностику и составить свой личностный профиль, сравнить его с личностными профилями успешных специалистов (следователей, дознавателей, прокуроров и др.) правоохранительных органов (Кроз М.М., 2010; Ситковская О.Д., 2011).
Цели третьего этапа, связанные с разработкой и реализацией индивидуальной программы развития личностного ресурса достигаются в процессе индивидуального консультирования и участия студентов в специально разработанных тренингах («Личностный потенциал», «Преодоление негативных психических состояний и повышение стрессоустойчивости», «Влияние и противостояние влиянию», «Секреты межличностных коммуникаций»).
На заключительном этапе проводится сравнительный анализ динамики показателей личностного потенциала студента, участвующего в программе.