О психологической подготовке студентов к служебной деятельности в правоохранительных органах

56

Общая информация

Рубрика издания: Личностно-ориентированные психотехнологии в правоохранительных органах

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Котлярова Л.Н. О психологической подготовке студентов к служебной деятельности в правоохранительных органах // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

Деятельность должностных лиц правоохранительных органов, осуществляющих уголовное судопроизводство, имеет ряд таких особенностей как «правовая регламентация; властный, обязательный характер профессиональных полномочий; творческий, нестандартный характер; процессуальная самостоятельность; экстремальный характер» (Романов В.В., 2012; Кроз М.М., 2010; Столяренко А.М., 2009). Перечисленные особенности предъявляют к личности субъекта данного направления деятельности специфические требования в отношении сформированности и развития определенных личностных качеств, коммуникативного и поведенческого опыта. Экстремальный характер деятельности требует от специалиста владения навыками психической саморегуляции своего состояния.

Руководитель следственного управления Следственного комитета по Астраханской области А.А. Бессонов, анализируя одну из острых управленческих проблем о недостаточной психологической готовности специалистов к осуществлению правоохранительной деятельности, отмечает, что при назначении на должности следователя «большинство кандидатов по своим психологическим характеристикам признаются условно годными к работе следователя. В связи с этим на руководителей ложится ответственность за развитие у них качеств, необходимых для эффективной деятельности» (Бессонов А.А., 2009).

Разработка и внедрение в образовательный процесс программ психологической подготовки студентов юридического вуза к осуществлению профессиональной деятельности может представлять практическую значимость для решения кадровых задач правоохранительных органов. Изучение социально-психологических факторов, влияющих на совершенствование личностного потенциала и формирование психологической готовности студентов к осуществлению служебной деятельности в правоохранительных органах представляет научный интерес для юридической психологии. Такие исследования проводятся в Российской правовой академии Минюста России начиная с 2010 г.

 

<...>

Полный текст

Деятельность должностных лиц правоохранительных органов, осуществляющих уголовное судопроизводство, имеет ряд таких особенностей как «правовая регламентация; властный, обязательный характер профессиональных полномочий; творческий, нестандартный характер; процессуальная самостоятельность; экстремальный характер» (Романов В.В., 2012; Кроз М.М., 2010; Столяренко А.М., 2009). Перечисленные особенности предъявляют к личности субъекта данного направления деятельности специфические требования в отношении сформированности и развития определенных личностных качеств, коммуникативного и поведенческого опыта. Экстремальный характер деятельности требует от специалиста владения навыками психической саморегуляции своего состояния.

Руководитель следственного управления Следственного комитета по Астраханской области А.А. Бессонов, анализируя одну из острых управленческих проблем о недостаточной психологической готовности специалистов к осуществлению правоохранительной деятельности, отмечает, что при назначении на должности следователя «большинство кандидатов по своим психологическим характеристикам признаются условно годными к работе следователя. В связи с этим на руководителей ложится ответственность за развитие у них качеств, необходимых для эффективной деятельности» (Бессонов А.А., 2009).

Разработка и внедрение в образовательный процесс программ психологической подготовки студентов юридического вуза к осуществлению профессиональной деятельности может представлять практическую значимость для решения кадровых задач правоохранительных органов. Изучение социально-психологических факторов, влияющих на совершенствование личностного потенциала и формирование психологической готовности студентов к осуществлению служебной деятельности в правоохранительных органах представляет научный интерес для юридической психологии. Такие исследования проводятся в Российской правовой академии Минюста России начиная с 2010 г.

Оценка психологической готовности проводится на основе выявления и анализа разноуровневых личностных характеристик в соответствии с современными концепциями о структуре и динамическом развитии личности. Структурно программа состоит из четырех этапов. Цели первого этапа программы, связанные с приобретением студентами теоретических знаний о профессиональной деятельности юриста и экстремальных состояниях, достигаются в процессе изучения соответствующих разделов учебной дисциплины «Юридическая психология», обсуждения отдельных тем и вопросов на заседаниях научного кружка и интернет-форуме (http://www.forum.yr-psi-rpa.ru/), участия студентов в научно-исследовательской деятельности. Для углубленного изучения отдельных вопросов студенты используют возможности специально созданного учебного сайта (http:// www.yr-psi-rpa.ru/).

Цели второго этапа программы связаны с определением профессионально важных личностных качеств. Используя возможности «Ассесмент-центра», размещенного на учебном сайте, студенты могут самостоятельно провести диагностику и составить свой личностный профиль, сравнить его с личностными профилями успешных специалистов (следователей, дознавателей, прокуроров и др.) правоохранительных органов (Кроз М.М., 2010; Ситковская О.Д., 2011).

Цели третьего этапа, связанные с разработкой и реализацией индивидуальной программы развития личностного ресурса достигаются в процессе индивидуального консультирования и участия студентов в специально разработанных тренингах («Личностный потенциал», «Преодоление негативных психических состояний и повышение стрессоустойчивости», «Влияние и противостояние влиянию», «Секреты межличностных коммуникаций»).

На заключительном этапе проводится сравнительный анализ динамики показателей личностного потенциала студента, участвующего в программе.

Литература

  1. Бессонов А.А. Развитие профессионально-психологических качеств следователя // Вестник следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, № 4(6), 2009. С. 8-11 .
  2. Кроз М.М. Психологическое исследование прокуроров // Сборник тезисов участников Всерос.конф. по юридической психологии Коченовские чтения «Психология и право в современной России». М.: МГППУ, 2010. С. 209-210.
  3. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2012.
  4. Столяренко А.М. Социальная психология: учебник для студентов вузов / под ред. А.М. Столяренко. 2-е изд., доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
  5. Юридическая психология: учебник / под науч. ред. докт. психол. наук О.Д. Ситковской. М.: Юрлитинформ, 2011.

Информация об авторах

Котлярова Любовь Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры уголовно-процессуального права и криминалистики, Российская правовая академия Министерства юстиции РФ, Москва, Россия, e-mail: lnkot-konf@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1706
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 56
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0