Особенности психологического консультирования в высших образовательных учреждениях МВД России

52

Общая информация

Рубрика издания: Личностно-ориентированные психотехнологии в правоохранительных органах

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Мальцева Т.В. Особенности психологического консультирования в высших образовательных учреждениях МВД России // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Полный текст

В настоящее время в правоохранительной системе на первый план выдвигаются вопросы кадровой политики, связанные с совершенствованием профессиональной подготовки специалистов на этапе обучения в ведомственных вузах. Наблюдается повышенное внимание к организации и совершенствованию психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса и профессионализации личности будущих специалистов органов внутренних дел. При этом одной из главных задач профессиональной подготовки курсантов является формирование у них таких личностных качеств, которые позволяют сотруднику ОВД успешно выполнять служебные обязанности в повседневных и экстремальных условиях профессиональной деятельности, а также справляться с кризисными ситуациями жизнедеятельности. Это ориентирует на широкое использование продуктивных моделей оказания психологической помощи курсантам и слушателям при различных затруднениях в профессиональном становлении, в том числе на основе технологий психологического консультирования.

В начале нового столетия данные, полученные во время проведения фокус-группы с практическими психологами вузов МВД России, позволили сделать вывод о том, что психоконсультативной деятельностью они занимались лишь эпизодично, и, как правило, в индивидуальной форме. За психологическим консультированием, как правило, обращались курсанты очного отделения и слушатели сокращенной заочной формы обучения, получившие на базе вуза МВД России среднее специальное образование и уже знакомые с деятельностью психолога. Слушатели полной заочной формы обучения обращались за психологической помощью в единичных случаях.

Круг проблем, по которым обращались к ведомственному психологу курсанты и слушатели, был связан не только с затруднениями в овладении профессией, но и со служебным общением, с межличностным общением, с семейными проблемами, с внутриличностными конфликтами профессионального становления. Чаще всего за помощью к психологу обращались девушки, у которых поводом для обращения служат проблемы, связанные, прежде всего со служебным и межличностным общением. Ситуация внутриличностного конфликта профессионального становления – характерный повод для обращения к психологу вуза МВД России юношей. Так же отмечалось, что курсанты и слушатели при возникновении психологических проблем, предпочитали обращаться за поддержкой и помощью к друзьям или родственникам. Слушатели заочного отделения, как правило, либо не понимали роли психолога, либо недооценивали его возможностей в реальной помощи. Только курсанты очного отделения считали для себя возможным обращение за психологической помощью к профессионалу.

На сегодняшний день практический опыт психологической службы образовательных учреждений МВД России показывает, что ситуация значительно изменилась. С одной стороны этому способствовали ряд принятых нормативно-правовых актов МВД России, направленных на решение задач, связанных с регламентацией отбора, аттестацией, морально-психологическим сопровождением обучающихся в ведомственных вузах, с другой стороны, кропотливый ежедневный труд практических психологов вузов МВД России, повышение их компетентности в психоконсультационной деятельности, успешная работа с личным составом, повышение авторитета статуса психолога в ведомстве.

Анализируя деятельность практических психологов в период реформирования системы МВД России, следует отметить, что животрепещущей задачей является работа по формированию у курсантов и слушателей ведомственных вузов стресс-преодолевающего (копинг) поведения. В процессе вузовской подготовки, прохождения аттестации, адаптации к изменившимся требованиям системы органов внутренних дел обучающиеся переживают ряд кризисных ситуаций жизнедеятельности, связанных с повышенной напряжённостью учебной и служебной деятельности, необходимостью соответствовать высоким требованиям, предъявляемым к сотруднику полиции, а у курсантов к тому же с интенсивным физическим и личностным развитием, сопутствующим юношескому возрасту.

Кроме того, намного чаще стали обращаться за психологической помощью к практическим психологам курсанты, как девушки, так и юноши. Повысился авторитет психолога и у слушателей. Среди ситуаций, которые послужили причиной обращения, выделяются следующие: у курсантов – разлука с близкими, неуспеваемость, недовольства, связанные с распорядком жизни и спецификой обучения в вузе, жесткая субординация, административная регламентация личного времени и досуга, разочарования в выбранной профессии; у слушателей - недовольства, связанные с реформированием системы МВД России, нехватка финансов, развод или проблемы с супругом, смерть близких, личная жизнь, преодоление вредных привычек.

В заключение следует сказать, что психоконсультативная деятельность как вид психологической помощи, должна и может выступать одной из важных форм психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в высших образовательных учреждениях МВД России, так как является средством совершенствования личностных и социально-психологических характеристик конкретного человека и коллективов.

 

Информация об авторах

Мальцева Татьяна Вячеславна, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами, Академия управления МВД России (ФГКОУ ВО Академия управления МВД России), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0629-7293, e-mail: mtv-psy@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1865
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 52
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1