Некоторые аспекты психологической подготовки кадров для правоохранительной службы

48

Общая информация

Рубрика издания: Личностно-ориентированные психотехнологии в правоохранительных органах

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Морозикова И.В. Некоторые аспекты психологической подготовки кадров для правоохранительной службы // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

Глубокие духовные, политические и социально-экономические преобразования, характерные для всех сфер жизни современного общества, обусловливают новые вызовы и угрозы времени. В области социально-политических процессов это проявляется в появлении экстремистских организаций, криминальных сообществ, совершении террористических актов, росте агрессивных настроений в обществе и т.п. Все это определяет необходимость повышения психологической грамотности населения с одной стороны, и психологической компетентности сотрудников силовых структур и правоохранительных ведомств государства – с другой.

Анализ исследований, посвященных данной проблеме и практика работы учреждений МВД, МЧС показывает, что на данный момент проделана достаточно большая работа по проблемам психологической подготовки специалистов правоохранительных органов, спасателей, военных и других специалистов экстремального профиля (Е.В. Баева, Е.Н. Зубцова, Ю.С. Калягин, И.Н. Коноплева, И.О. Котенев, А.Г. Романов и др.). Имеется богатый материал в области академических знаний, накоплен разнообразный практический опыт.

Однако осталось много невыясненных вопросов, решение которых позволило бы сделать систему развития профессионализма специалиста правоохранительных органов более эффективной и адресной, соответствующей личностно-ориентированному подходу.

 

<...>

Полный текст

Глубокие духовные, политические и социально-экономические преобразования, характерные для всех сфер жизни современного общества, обусловливают новые вызовы и угрозы времени. В области социально-политических процессов это проявляется в появлении экстремистских организаций, криминальных сообществ, совершении террористических актов, росте агрессивных настроений в обществе и т.п. Все это определяет необходимость повышения психологической грамотности населения с одной стороны, и психологической компетентности сотрудников силовых структур и правоохранительных ведомств государства – с другой.

Анализ исследований, посвященных данной проблеме и практика работы учреждений МВД, МЧС показывает, что на данный момент проделана достаточно большая работа по проблемам психологической подготовки специалистов правоохранительных органов, спасателей, военных и других специалистов экстремального профиля (Е.В. Баева, Е.Н. Зубцова, Ю.С. Калягин, И.Н. Коноплева, И.О. Котенев, А.Г. Романов и др.). Имеется богатый материал в области академических знаний, накоплен разнообразный практический опыт.

Однако осталось много невыясненных вопросов, решение которых позволило бы сделать систему развития профессионализма специалиста правоохранительных органов более эффективной и адресной, соответствующей личностно-ориентированному подходу.

В первую очередь необходимо отметить возникшую потребность в применении психологических знаний в деятельности сотрудников органов внутренних дел таким образом, чтобы вырабатывать умения, необходимые в ситуации профессионального общения, выявлять методы и приемы эффективного взаимодействия, понимать закономерности возникновения стереотипов в профессиональной деятельности, владеть средствами вербального и невербального общения. Реализация данного аспекта напрямую связана с необходимостью выявления структуры профессиональных способностей, их особенностей, специфики взаимодействия с личностными свойствами, что в свою очередь требует подключения специалистов-психологов. При этом на данный момент отсутствует теоретически обоснованная и практически выявленная структура способностей у специалистов правоохранительных органов в зависимости от уровня развития данных способностей. Это затрудняет распознание профессиональных способностей на раннем этапе, их прогнозирование, мешает формированию позитивных и нейтрализации негативных тенденций в развитии.

В связи с потребностью эффективного использования личностного и профессионального потенциала сотрудника для решения практических задач возникает потребность при подготовке кадров для правоохранительной службы в организации психологического сопровождения данного процесса, разработки программ по профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию, формированию профессиональных компетенций, способствующих его реализации в профессии с учетом психологических характеристик. Все это может определять более качественный, содержательный, продуктивный уровень профессионального отбора, подготовки и становления специалиста.

Мы видим, что на практике существует рассогласованность:

  • между потребностью в психологически грамотном специалисте и отсутствием научно-обоснованной теоретико-прикладной адресной концепции его подготовки и совершенствования в процессе профессиональной деятельности;
  • между стремлением к улучшению взаимодействия с населением и недостаточной психологической грамотностью, коммуникативной компетентностью сотрудников правоохранительных органов;
  • между стремлением к повышению психологической компетентности специалиста и отсутствием адекватного по своему содержанию психологического содействия.

Таким образом, исследовательское поле в сфере психологической подготовки кадров для правоохранительной службы достаточно широко, и дальнейшая работа по данной проблеме является актуальной психологической научно-практической задачей в настоящее время.

 

Информация об авторах

Морозикова Ирина Владиславовна, кандидат психологических наук, судебный эксперт-психолог, доцент, кафедра педагогики и психологии, Смоленский государственный университет, (ФГБОУ ВО СмолГУ), Смоленск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0603-7026, e-mail: irina_morozikova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1577
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 48
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0