К вопросу о подготовке юридических психологов

48

Общая информация

Рубрика издания: Проблемы подготовки специалистов по юридической психологии

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Богданович Н.В. К вопросу о подготовке юридических психологов // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

В ходе реализации компетентностного подхода в рамках высшего профессионального образования возникает множество проблем, без решения которых подготовка психологов была бы не в полной мере полноценной.

Главной проблемой при написании основной профессиональной образовательной программы является определение системы деятельности психолога, исходя из модели специалиста, выработанной выпускающей кафедрой совместно с работодателями.

С одной стороны, вроде бы все виды деятельности, выполняемые психологом, уже известны. Какой психолог может обойтись в своей практической работе без психодиагностической, консультативной, развивающей деятельности. Не обойтись в работе в юридически значимых ситуациях и без основ клинической беседы, а также психокоррекции и даже хотя бы начал психотерапевтической работы. Есть и специфические умения в области экспертной деятельности, которые позволяют юридическому психологу выступать в роли специалиста в суде.

С другой стороны, такое нагромождение различных видов деятельности требует приведения в систему, что возможно лишь при выделении системообразующего фактора. На наш взгляд им выступает работа психолога с группами, ведь право есть разновидность групповых норм.

 

<...>

Полный текст

В ходе реализации компетентностного подхода в рамках высшего профессионального образования возникает множество проблем, без решения которых подготовка психологов была бы не в полной мере полноценной.

Главной проблемой при написании основной профессиональной образовательной программы является определение системы деятельности психолога, исходя из модели специалиста, выработанной выпускающей кафедрой совместно с работодателями.

С одной стороны, вроде бы все виды деятельности, выполняемые психологом, уже известны. Какой психолог может обойтись в своей практической работе без психодиагностической, консультативной, развивающей деятельности. Не обойтись в работе в юридически значимых ситуациях и без основ клинической беседы, а также психокоррекции и даже хотя бы начал психотерапевтической работы. Есть и специфические умения в области экспертной деятельности, которые позволяют юридическому психологу выступать в роли специалиста в суде.

С другой стороны, такое нагромождение различных видов деятельности требует приведения в систему, что возможно лишь при выделении системообразующего фактора. На наш взгляд им выступает работа психолога с группами, ведь право есть разновидность групповых норм.

Таким образом, необходимо так построить образование студентов, чтобы они включались в различные виды деятельности последовательно, делая акцент на групповые формы оказания психологической помощи.

На факультете Юридической психологии студенты включаются в своеобразные модули, в ходе которых и происходит освоение разработанной коллективом выпускающей кафедры системы деятельности юридического психолога. Каждый такой модуль состоит из теоретических дисциплин и связанной с ними практикой.

Так, учебно-ознакомительная практика сопровождается и сопровождает дисциплину «Введение в специальность», таким образом посещение различных баз практики иллюстрируют знания, полученные в институте, а получаемый там опыт позволяет более глубоко строить взаимодействие со студентами на занятиях.

Более глубокой подготовки требует следующая практика — психодиагнотическая. Здесь строится сложный модуль начиная с изучения теоретических основ «Общей психологии», которая сопровождается «Общим психологическим практикумом», где основные психические процессы исследуются с помощью различных методов психологии. Студенты не только получают необходимый инструментарий, с ними обсуждается так же основные принципы психодиагностической деятельности. Однако акцент здесь делается на инструментарии, чего явно не достаточно для того, чтобы приступать к практической деятельности. Поэтому следующим этапом параллельно с освоением теоретических основ психодиагностики (в ходе преподавания которой тоже оказывается полезен опыт проведения методик), студенты в «Практикуме попсиходиагностики» осваивают необходимые практические умения и навыки: установления контакта, работа с запросом, подбор методик под запрос и т.д. И, когда студенты выходят на психодиагностическую практику, они уже в реальных условиях отрабатывают полученные знания и навыки.

Другой модуль заключается в освоении развивающей деятельности психолога. Уже на первом курсе студенты принимают участие в тренингах, где они получают клиентский опыт.На основе этого опыта основывается преподавание некоторых разделов «Социальной психологии». А затем уже на этой базе студенты в рамках практикума разрабатывают свои тренинговые занятия, которые они проводят на своих однокурсниках, что позволяет с одной стороны получить первичный опыт как тренера, с другой стороны расширить свой репертуар тренинговых методик, а кроме того, получить супервизию преподавателя. Это позволяет в достаточно защищенной форме методически отработать начальные навыки проведения тренинга, осознать свои стилевые особенности как тренера. Кроме того, наблюдение за своими коллегами изнутри процесса позволяет студентам получить дополнительные методические навыки, научиться не только навыкам профессионального саморазвития,но и технологиям поддержки коллег. Интересно, что в таком практикуме интересно проводить лекции как обобщение практического опыта и сопоставление его с прочитанными заранее источниками (основными монографиями по организации тренингов) в форме составления алгоритма составления тренинга под определенный, пускай пока модельный, запрос. На психолого-педагогической практике студенты получают уже реальный запрос и работают с клиентами под наблюдением психологов базы практики. Рефлексивные дневники, которые сдают студенты в составе отчета по практике, позволяют отследить насколько данный модуль был эффективен для подготовки студентов.

На основе этих двух модулей уже простраиваются модули специальной подготовки. Диагностическая линия продолжается в виде клинической практики, а развивающая — в виде психокоррекционной практики. Кроме того, специальным образом организуется консультативный модуль, который заканчивается психотерапевтическим практикумом.

Но самым важным модулем становится тот, который проходит на самом старшем курсе и заключается в сопровождении стажерской практики (где студент уже выступает как специалист) рефлексивной дисциплиной, целью которого является реализация студентами всей системы деятельности юридического психолога.

Таким образом, на основе модели специалиста выстраиваются основные модули, на которых и формируются практические компетенции юридического психолога.

 

Информация об авторах

Богданович Наталья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1507-9420, e-mail: bogdanovichnv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1601
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 48
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0