Дисциплина «юридическая психолингвистика» в программе подготовки юридических психологов: содержание и актуальность

113

Общая информация

Рубрика издания: Проблемы подготовки специалистов по юридической психологии

Для цитаты: Дисциплина «юридическая психолингвистика» в программе подготовки юридических психологов: содержание и актуальность // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

Дисциплина «Юридическая психолингвистика» вводится на первом курсе специализации «юридическая психология» (предпоследнем курсе обучения). Это связано с необходимостью освоения профильной проблематики, связанной в том числе с проведением судебной экспертизы.

Курс юридической психолингвистики, как видно уже из самого названия, синтезирует знания по трем основным направлениям:

  • психологии: знание методов психодиагностики, типов личности и т.п.;
  • лингвистики: знание базовых лингвистических терминов, характеристик устной и письменной речи;
  • юриспруденции: знание основных понятий, использующихся в судебной экспертизе.

Структура курса такова:

Раздел I. Теоретические основы: предмет, цели, задачи, объекты; история развития, порождение и восприятие речи; методы.

Раздел II. Разделы психолингвистики: этнопсихолингвистика, патопсихолингвистика, прикладные аспекты психолингвистики.

 

<...>

Полный текст

Дисциплина «Юридическая психолингвистика» вводится на первом курсе специализации «юридическая психология» (предпоследнем курсе обучения). Это связано с необходимостью освоения профильной проблематики, связанной в том числе с проведением судебной экспертизы.

Курс юридической психолингвистики, как видно уже из самого названия, синтезирует знания по трем основным направлениям:

  • психологии: знание методов психодиагностики, типов личности и т.п.;
  • лингвистики: знание базовых лингвистических терминов, характеристик устной и письменной речи;
  • юриспруденции: знание основных понятий, использующихся в судебной экспертизе.

Структура курса такова:

Раздел I. Теоретические основы: предмет, цели, задачи, объекты; история развития, порождение и восприятие речи; методы.

Раздел II. Разделы психолингвистики: этнопсихолингвистика, патопсихолингвистика, прикладные аспекты психолингвистики.

Раздел III. Юридическая психолингвистика:

  • цели, задачи. Понятие о судебной экспертизе, методы,
  • диагностика личности по устной речи,
  • психолингвистический анализ письменных текстов,
  • речевое манипулирование, вербальная агрессия,
  • комплексный подход к исследованию продуктов речевой деятельности.

Первый раздел курса предполагает знакомство с лингвистическими терминами и понятиями, которое включает также актуализацию уже имеющихся у студентов теоретических знаний по психологии. На этом этапе при подготовке к занятиям студентам рекомендуется следующая литература:

Белянин В.П. Психолингвистика. – М.: Флинта: МПСИ, 2009.

Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. – М., 1997 (или 2001).

Енгалычев В.Ф. Юридическая психолингвистика // Прикладная юридическая психология. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. – 2001. – С.399-406.

Второй раздел носит ознакомительный характер: студенты знакомятся с некоторыми разделами психолингвистики, при изучении которых они могут применить уже имеющиеся у них психологические знания.

Третий раздел является самым объемным. Этот раздел предполагает не только систематизацию и получение теоретических знаний, но и выполнение практических заданий, в число которых входят следующие:

  • ознакомление с образцами экспертиз;
  • прослушивание аудиозаписей, чтение стенограмм и ответы на поставленные вопросы (анализ устного текста);
  • чтение текста, ответ на поставленные вопросы (анализ письменного текста).

На данном этапе студенты также систематизируют и пополняют лингвистические знания, необходимые в процессе работы над материалами дел. Для анализа текстов применяются следующие психолингвистические методы: семантическая интерпретация смысла, метод контент-анализа, интент-анализа. Совместно со студентами апробируется метод дискурсивного анализа.

Особое внимание обращается на комплексную экспертизу, проводимую с участием психолога и лингвиста (в некоторых случаях – и других специалистов, например, фоноскописта). Студенты изучают примерную тематику комплексных экспертиз:

1) Защита чести и достоинства (оскорбление, клевета, распространение порочащих сведений, неуважение к суду т.д.);

2) Разжигание межнациональной и религиозной розни;

3) Лингвокриминалистика (идентификация личности по языковым признакам, диагностика личности по продуктам речевой деятельности);

4) Речевое манипулирование (реклама, предвыборные технологии, деструктивные культы).

Материалы для анализа предоставляются из архива Научно-исследовательского центра судебной экспертизы и криминалистики (НИЦСЭиК) при Калужском государственном университете им. К.Э. Циолковского. Кроме того, обучающиеся в рамках данного курса могут заниматься научно-исследовательской работой (написание курсовых и дипломных работ).

Предложенная структура и содержание дисциплины не являются жесткими: они могут меняться в зависимости от потребностей и изменения стандартов образования. Однако это не уменьшает актуальности предмета: дисциплина дает студентам теоретические знания и практические навыки,необходимые для работы в государственных и негосударственных экспертных учреждениях, в системе правоохранительных органов.

 

 

Метрики

Просмотров

Всего: 2003
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 113
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2