Дисциплина «юридическая психолингвистика» в программе подготовки юридических психологов: содержание и актуальность
Общая информация
Рубрика издания: Проблемы подготовки специалистов по юридической психологии
Для цитаты: Дисциплина «юридическая психолингвистика» в программе подготовки юридических психологов: содержание и актуальность // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».
Фрагмент статьи
Дисциплина «Юридическая психолингвистика» вводится на первом курсе специализации «юридическая психология» (предпоследнем курсе обучения). Это связано с необходимостью освоения профильной проблематики, связанной в том числе с проведением судебной экспертизы.
Курс юридической психолингвистики, как видно уже из самого названия, синтезирует знания по трем основным направлениям:
- психологии: знание методов психодиагностики, типов личности и т.п.;
- лингвистики: знание базовых лингвистических терминов, характеристик устной и письменной речи;
- юриспруденции: знание основных понятий, использующихся в судебной экспертизе.
Структура курса такова:
Раздел I. Теоретические основы: предмет, цели, задачи, объекты; история развития, порождение и восприятие речи; методы.
Раздел II. Разделы психолингвистики: этнопсихолингвистика, патопсихолингвистика, прикладные аспекты психолингвистики.
<...>
Полный текст
Дисциплина «Юридическая психолингвистика» вводится на первом курсе специализации «юридическая психология» (предпоследнем курсе обучения). Это связано с необходимостью освоения профильной проблематики, связанной в том числе с проведением судебной экспертизы.
Курс юридической психолингвистики, как видно уже из самого названия, синтезирует знания по трем основным направлениям:
- психологии: знание методов психодиагностики, типов личности и т.п.;
- лингвистики: знание базовых лингвистических терминов, характеристик устной и письменной речи;
- юриспруденции: знание основных понятий, использующихся в судебной экспертизе.
Структура курса такова:
Раздел I. Теоретические основы: предмет, цели, задачи, объекты; история развития, порождение и восприятие речи; методы.
Раздел II. Разделы психолингвистики: этнопсихолингвистика, патопсихолингвистика, прикладные аспекты психолингвистики.
Раздел III. Юридическая психолингвистика:
- цели, задачи. Понятие о судебной экспертизе, методы,
- диагностика личности по устной речи,
- психолингвистический анализ письменных текстов,
- речевое манипулирование, вербальная агрессия,
- комплексный подход к исследованию продуктов речевой деятельности.
Первый раздел курса предполагает знакомство с лингвистическими терминами и понятиями, которое включает также актуализацию уже имеющихся у студентов теоретических знаний по психологии. На этом этапе при подготовке к занятиям студентам рекомендуется следующая литература:
Белянин В.П. Психолингвистика. – М.: Флинта: МПСИ, 2009.
Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. – М., 1997 (или 2001).
Енгалычев В.Ф. Юридическая психолингвистика // Прикладная юридическая психология. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. – 2001. – С.399-406.
Второй раздел носит ознакомительный характер: студенты знакомятся с некоторыми разделами психолингвистики, при изучении которых они могут применить уже имеющиеся у них психологические знания.
Третий раздел является самым объемным. Этот раздел предполагает не только систематизацию и получение теоретических знаний, но и выполнение практических заданий, в число которых входят следующие:
- ознакомление с образцами экспертиз;
- прослушивание аудиозаписей, чтение стенограмм и ответы на поставленные вопросы (анализ устного текста);
- чтение текста, ответ на поставленные вопросы (анализ письменного текста).
На данном этапе студенты также систематизируют и пополняют лингвистические знания, необходимые в процессе работы над материалами дел. Для анализа текстов применяются следующие психолингвистические методы: семантическая интерпретация смысла, метод контент-анализа, интент-анализа. Совместно со студентами апробируется метод дискурсивного анализа.
Особое внимание обращается на комплексную экспертизу, проводимую с участием психолога и лингвиста (в некоторых случаях – и других специалистов, например, фоноскописта). Студенты изучают примерную тематику комплексных экспертиз:
1) Защита чести и достоинства (оскорбление, клевета, распространение порочащих сведений, неуважение к суду т.д.);
2) Разжигание межнациональной и религиозной розни;
3) Лингвокриминалистика (идентификация личности по языковым признакам, диагностика личности по продуктам речевой деятельности);
4) Речевое манипулирование (реклама, предвыборные технологии, деструктивные культы).
Материалы для анализа предоставляются из архива Научно-исследовательского центра судебной экспертизы и криминалистики (НИЦСЭиК) при Калужском государственном университете им. К.Э. Циолковского. Кроме того, обучающиеся в рамках данного курса могут заниматься научно-исследовательской работой (написание курсовых и дипломных работ).
Предложенная структура и содержание дисциплины не являются жесткими: они могут меняться в зависимости от потребностей и изменения стандартов образования. Однако это не уменьшает актуальности предмета: дисциплина дает студентам теоретические знания и практические навыки,необходимые для работы в государственных и негосударственных экспертных учреждениях, в системе правоохранительных органов.
Метрики
Просмотров
Всего: 2035
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 129
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3