Показатели формирования правосознания и правовой культуры в образовательных стандартах

61

Общая информация

Рубрика издания: Проблемы подготовки специалистов по юридической психологии

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Егоров И.А., Сафуанов Ф.С. Показатели формирования правосознания и правовой культуры в образовательных стандартах // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Полный текст

Общее образование является важнейшей ступенью для формирования правосознания и правовой культуры, что подтверждается, помимо прочего, Основами государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан и Типовым положением об общеобразовательном учреждении.

Для данной работы был составлен перечень основных показателей формирования правосознания и правовой культуры при обучении в общеобразовательном учреждении:

1) юридические знания (показатель А);

отношение к праву в целом (Б);

3) отношение к правовой действительности, к практике реализации правовых норм (В);

4) ценностные ориентации, регулирующие поведение (Г);

5) свобода правомерного поведения (Д).

Было проведено изучение действующих стандартов начального общего образования и основного общего образования (данная работа была проведена в январе-феврале 2012 года, когда стандарт среднего (полного) общего образования еще не был утвержден) с целью выявления в разделах, определяющих требования к результатам освоения основной образовательной программы, показателей, достижение которых могло бы быть индикатором формирования указанных выше показателей.

По результатам анализа, получены следующие результаты:

  • показатель А – присутствует в образовательных стандартах в 12 компетенциях (в стандарте начального общего – 5, основного общего – 7);
  • показатель Б – 5 (только в стандарте основного общего образования);
  • показатель В – 5 (2 и 3 соответственно);
  • показатель Г – 33 (13 и 21 соответственно);
  • показатель Д – 3 (1 и 2 соответственно).

Выводы:

  • в стандарте основного образования выявлено большее количество показателей формирования правосознания, что связано с тем обстоятельством, что обучающиеся по программам основного образования являются более подготовленными, чем обучающиеся в начальной школе;
  • показатель Г выявлен в значительно большем количестве, чем остальные – формирование правосознания и правовой культуры в детском возрасте на этом уровне образования должно в большей степени сводится именно к формированию ценностных ориентаций.
  • в стандарте начального образования не выявлен показатель Б, что может быть признано логичным из-за сложности предмета восприятия для детей младшего школьного возраста;
  • показатель А по стандартам начального и основного образования имеет различие всего в 2 балла, что, безусловно, требует внимания и, по всей видимости, их увеличения в стандарте основного образования;
  • показатель Д выявлен в наименьшем количестве по сравнению с остальными показателями, что, видимо, логично в виду сложности его достижения; в то же время данный показатель является одним из важнейших для формирования правосознания и правовой культуры: сознательное, основанное на совести правомерное поведение и правомерное поведение, вызванное страхом, совершенно отличны друг от друга по механизмам регуляции поступков, что имеет значение для профилактики правонарушений.

Таким образом, можно увидеть, что действующие в настоящее время стандарты начального и основного общего образования в целом соответствуют Основами государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности правосознания граждан и с точки зрения формирования правосознания и правовой культуры имеют серьезное наполнение. В то же время анализ показывает необходимость совершенствования образовательных стандартов по, следующим направлениям:

  • увеличение составляющей показателей А и Б, как фундамента, необходимого для достижения других показателей;
  • более полное раскрытие показателя В, как имеющего наибольшее отношение к действительности и той социально-правовой ситуации развития выпускников школы;
  • глубокая проработка проблемы достижения показателя Д, в первую очередь в личностных и метапредметных результатах.

Реализация стандартов общего образования в аспекте формирования правосознания и правовой культуры требует подготовки школьных педагогов, обладающих как необходимым уровнем правовых знаний, так и знаниями в области юридической психологии.

Литература

  1. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утверждены Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168.
  2. Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» (с последующими изменениями).
  3. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  4. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Информация об авторах

Егоров Игорь Александрович, начальник отдела по работе с персоналом, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1229-2955, e-mail: egorovia@mgppu.ru

Сафуанов Фарит Суфиянович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой клинической и судебной психологии факультета юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), руководитель лаборатории психологии, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ «НМИЦ ПН имени В.П. Сербского»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1703-7956, e-mail: safuanovf@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2020
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 61
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2