Подготовка юристов в области юридической психологии

62

Общая информация

Рубрика издания: Проблемы подготовки специалистов по юридической психологии

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Козырева И.Е. Подготовка юристов в области юридической психологии // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Полный текст

В 1990 году автор данных тезисов была направлена в командировку в г. Москву в НИИ Проблем укрепления законности и правопорядка при генеральной Прокуратуре РФ, где и познакомилась с М.М. Коченовым. Общение было кратковременным, но осталось в памяти, как и встреча с А.Р. Ратиновым и И.И. Карпецом. В кабинете юридической психологии Института права БашГУ, среди портретов ученых, внесших вклад в историю развития психологии и юридической психологии в том числе, есть и портрет М.М. Коченова, как одного из основоположников становления юридической психологии в России.

1990 год – это было время по существу начала превращения юридической психологии в полноценную научную дисциплину, хотя Э. Клапаред ввел в научный обиход термин «юридическая психология» в 1906 году и в том же году начал читать лекции в данном направлении.

Сейчас существует достаточно большое количество учебников и хрестоматий по юридической психологии, переведены на русский язык и опубликованы многие работы по психологии и юридической в том числе, которые являлись мировыми бестселлерами и стали доступны массовому читателю именно в это время. Например, такие работы, как Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.,1997;Изард К. Психология эмоций. СПб., 1999; Аронсон Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. М., 2002;Баддли А., Айзенк М., Андерсон М. Память.СПб.,2011.

И наконец, в 2012 году состоялся выпуск магистров в Московском городском психолого-педагогическом университетепо направлению «Ювенальная юридическая психология».

Все это говорит о несомненной значимости юридической психологии для полноценного овладения профессией юриста.

Не подлежит сомнению, что психологические знания необходимы юристу в той же степени, как и знания правовых дисциплин.

В такой сфере профессиональной деятельности, как юриспруденция, юрист будет постоянно сталкиваться с психологически насыщенными ситуациями, в какой бы сфере он не работал. Ему необходимо хорошо разбираться в психологии личности, умение психологически грамотно разрешать возникающие конфликты, правильно устанавливать психологический контакт, знать закономерности функционирования эмоционально-волевой сферы личности, разбираться в сознательных и бессознательных мотивах поступков и совершаемых преступлений, уметь правильно строить отношения в коллективе, т.е. обладать коммуникативным талантом, разбираться в содержании таких направлений юридической психологии, как СПЭ и пенитенциарная психология, и во многом другом, что способствовало бы наиболее эффективному развитию его профессиональных навыков и давало ему возможность овладевать в полной мере, так не хватающей нашему обществу, в настоящее время, психологической культурой.

Исходя из вышесказанного, можно однозначно утверждать, что количество учебных часов, отводимых на данную дисциплину в учебных планах крайне недостаточно. Даже при наличии функционирования кружка по юридической психологии ряд интереснейших и полезных будущему юристу тем останутся незатронутыми. И существует такая вероятность, что студент, чье внимание не было направлено преподавателем на те или иные актуальные проблемы, находящиеся на пересечении психологии и права, уже никогда на них внимание не обратит.

Таким образом, увеличение количества часов в учебных планах вузов, применение новых современных форм занятий, может послужить воспитанию специалиста, обладающего не только знанием правовых дисциплин, но и психологически образованного, толерантного, дипломатичного, т.е. человека, обладающего психологической культурой.

Как писал Д.А. Леонтьев «психологическая культура помогает человеку лучше понимать свою душу и чувствовать свое тело; не бояться ни смерти, ни жизни; получать удовольствие от общения с людьми и добиваться при этом своих целей; сводить к минимуму конфликты вокруг себя, а те, что все же возникают быстро и конструктивно разрешать; нравиться окружающим, не угождая им; идти своим путем, не вступая в противоборство; говорить и слушать, понимая больше, чем сказано, в общем, извлекать максимум из того, чем наградили нас Бог или природа, и того, что мы сами приобрели а нашем жизненном странствии» (Леонтьев Д.А., 2007).

Литература

  1. Леонтьев Д.А. Журнал Psychologies (Психология), №1, 2007. с. 54.

Информация об авторах

Козырева Ирина Евгеньевна, кандидат юридических наук, Доцент кафедры криминалистики института права Башкирского государственного университета, e-mail: irinak75@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1930
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 62
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0