Роль «общепсихологического практикума» в подготовке психологов

71

Общая информация

Рубрика издания: Проблемы подготовки специалистов по юридической психологии

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Фадеева Д.А. Роль «общепсихологического практикума» в подготовке психологов // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

С каждым годом все больше юридических психологов акцентируются на изучение клинических случаев, связанных с исследованием личности с психическими отклонениями, и все менее интересной для них становится группа «нормы». Все больше чувствуется дефицит в общепсихологических знаниях. На первом курсе студенты изучают пока еще непонятную для вчерашних школьников дисциплину «Общая психология», где многие фундаментальные и столь важные в практике аспекты не понимаются в силу недостаточности их знаний, а затем чаще всего вся эта информация быстро забывается по причине непонятности. И, как следствие, мы имеем отсутствие эмпирических исследований психических явлений с использованием общепсихологических методик, резкое снижение качества или небольшое количество экспериментальных работ, направленных на изучение различных аспектов научной и практической психологии. Кроме того проблемы,такое положение дел вызывает и проблемы в практической работе, с которыми в настоящее время сталкиваются выпускники психологических факультетов.

Также в ходе обучения на первом курсе студенты знакомятся в лучшем случае лишь теоретически с такими важными составляющими работы психолога как морально-этические нормы, правильное заполнение и ведение документации, ответственности перед клиентами, испытуемыми и даже законом.

 

<...>

Полный текст

С каждым годом все больше юридических психологов акцентируются на изучение клинических случаев, связанных с исследованием личности с психическими отклонениями, и все менее интересной для них становится группа «нормы». Все больше чувствуется дефицит в общепсихологических знаниях. На первом курсе студенты изучают пока еще непонятную для вчерашних школьников дисциплину «Общая психология», где многие фундаментальные и столь важные в практике аспекты не понимаются в силу недостаточности их знаний, а затем чаще всего вся эта информация быстро забывается по причине непонятности. И, как следствие, мы имеем отсутствие эмпирических исследований психических явлений с использованием общепсихологических методик, резкое снижение качества или небольшое количество экспериментальных работ, направленных на изучение различных аспектов научной и практической психологии. Кроме того проблемы,такое положение дел вызывает и проблемы в практической работе, с которыми в настоящее время сталкиваются выпускники психологических факультетов.

Также в ходе обучения на первом курсе студенты знакомятся в лучшем случае лишь теоретически с такими важными составляющими работы психолога как морально-этические нормы, правильное заполнение и ведение документации, ответственности перед клиентами, испытуемыми и даже законом.

Исходя из всего вышесказанного, основной целью данной дисциплины является формирование диагностических умений, которые лежат в основе практической и исследовательской работы психолога. Для достижения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:

  • Усвоить психологические понятия, описывающие различные психические явления, с помощью практических методов.
  • Овладеть навыками практического применения основных методов психологии (беседа, наблюдение, эксперимент) с помощью проблемных задач и практических домашних заданий.
  • Изучить применение методик, направленных на исследование различных психических процессов.
  • Ознакомить с необходимой документацией и принципами ее ведения при проведении различных исследований.
  • Овладеть этическими и моральными принципами при планировании, проведении и анализе психологического исследования.

Для осуществления поставленных задач нами используются практические методы и методики обучения.

К примеру, для овладения навыками планирования и проведения такого метода психологии как эксперимент студентам дается задание придумать и провести свое собственное экспериментальное исследование. Задание не содержит четких целей или указаний на определенные тематики. Студенты получают возможность самостоятельно придумать тему эксперимента, на основании полученных ранее теоретических данных полностью спланировать и провести разработанный ими эксперимент. После его проведения студентам необходимо написать экспериментальный отчет по схеме, предложенной в книге Р. Готтсданкера «Основы психологического эксперимента».

При выполнении данного задания студенты не только усваивают теоретические понятия данного метода, но и получают возможность уже на первом курсе вовлечься в мир исследовательской деятельности, а также развить свои креативные и научные способности.

Приведем еще один пример овладения таким методом психологии как беседа. На аудиторном занятии кроме теоретических основ планирования и проведения указанного метода, нами моделируются различные беседы в контексте юридической психологии, а именнобеседа при установлении контакта в начале проведения исследования девиантных подростков, осужденных, подэкспертных, кандидатов на должность в правоохранительные органы и т.д.

Одним из основных видов деятельности студентов в рамках данной дисциплины является ознакомление и проведение различных методик, направленных на изучение психических явлений, оформление на их основе протоколов и написание заключений.

Таким образом, у студентов от занятия к занятию возрастает качественный уровень проведения методик, ведения протоколов, написания заключений, происходит более осознанное оперирование научными психологическими понятиями и терминами. По окончанию изучения «Общепсихологического практикума» студенты приобретают не только заявленные в целях навыки и умения, а также начинают более осознанно понимать свои возможности, психические функции и состояния, приобретают навыки взаимодействия при проведении исследований, постепенно формируются их исследовательские интересы.

 

Информация об авторах

Фадеева Дарья Андреевна, специалист по УМР факультета юридической психологии, преподаватель кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии МГППУ, Москва, Россия, e-mail: dasya2002@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1692
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 71
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1