Специальная подготовка ФГОС специальности «Педагогика и психология девиантного поведения»

46

Общая информация

Рубрика издания: Проблемы подготовки специалистов по юридической психологии

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Чернушевич В.А. Специальная подготовка ФГОС специальности «Педагогика и психология девиантного поведения» // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

Трудность реализации ФГОС по специальности 050407.03 «Педагогика и психология девиантного поведения» (ППДП) заключена в самом перечне компетенций, предлагаемых для освоения. К сожалению, он, обозначая типовые проблемы, в решении которых специалист принимает участие, не раскрывает систему и типологию профессиональных деятельностей специалиста.

Для решения данной проблемы необходимо использовать новую для гражданских вузов форму организации учебного процесса -специальную подготовку, на которую вместе с производственной практикой отнесено формирование наиболее значимых компетенций профессиональной подготовки.

Положение о специальной подготовке регламентирует реализацию одного из существенных и по значению, и по объему (13 у.е.) разделов учебного плана. Специфику спецподготовки в отличие от практики или учебного предмета составляет то, что она является производственной практикой в формате учебного предмета, т.е. совмещает в себе, на первый взгляд, несовместимое.

 

<...>

Полный текст

Трудность реализации ФГОС по специальности 050407.03 «Педагогика и психология девиантного поведения» (ППДП) заключена в самом перечне компетенций, предлагаемых для освоения. К сожалению, он, обозначая типовые проблемы, в решении которых специалист принимает участие, не раскрывает систему и типологию профессиональных деятельностей специалиста.

Для решения данной проблемы необходимо использовать новую для гражданских вузов форму организации учебного процесса -специальную подготовку, на которую вместе с производственной практикой отнесено формирование наиболее значимых компетенций профессиональной подготовки.

Положение о специальной подготовке регламентирует реализацию одного из существенных и по значению, и по объему (13 у.е.) разделов учебного плана. Специфику спецподготовки в отличие от практики или учебного предмета составляет то, что она является производственной практикой в формате учебного предмета, т.е. совмещает в себе, на первый взгляд, несовместимое.

В рамках спецподготовки выполнение производственных заданий и инструктивная учебная работа ведутсяв один период времени и даже могут пространственно совпадать, полностью или частично (например, вся учебная работа по патопсихологической диагностике может вестись на территории клинического учреждения).

В учебном предметепроизводственный процесс всегда представлен частично. Каждый из предметов (даже практикум), вычленяет свою проекцию в реальной профессиональной деятельности. Например, практикум по психодиагностике не рассматривает проблему установления контакта с испытуемым, а ориентирован на освоение диагностического инструментария. Характеристикой ориентиров к действию, осваиваемых в предмете является обобщенность, теоретичность, абстрактность (они еще нуждаются в существенной адаптации к реальной ситуации), инструментальность(осваивается инструмент как таковой, а не способы работы с ним и, тем более, - не способы его создания). Конкретные ситуации, выбираемые для демонстрации инструмента, носят модельный, крайне упрощенный характер. В учебном предмете студент ориентирован на внеситуативные основы профессиональной деятельности.

Производственная практика имеет свою специфику. Ее характеризует полнота процесса профессиональной деятельности. Даже, если практика тематическая (ориентирована на решение какой-то определенной задачи), она все равно решается в контексте всех остальных процессов, необходимых для успешного решениязаданной задачи. Например, задачи психодиагностики необходимо привлекаютк исполнению задачи установления контакта с испытуемым и субъектами окружающей социальной среды, как на этапе выявления запроса на диагностическую работу, так и на этапе трансляции ее результатов. Практику характеризует также конкретность, ситуативность действий и случайность действий, в рамках выполнения которых осваиваются компетенции. Работа выполняется под ситуативный запрос (актуальный в момент пребывания студента на практике) с использованием ситуативного инструментария (применяемого на данной производственной базе). На практике студент преимущественно ориентируется на профессиональный опыт специалиста базы практики («Забудьте дедукцию, давайте продукцию»).

В рамках спецподготовки предполагается научно-практическая ориентация, что предполагает работу с типизированными актуальными запросами (например, на групповое сплочение, проблемы общения, коммуникации, снятие агрессии) в рамках специализации на основе научно-методических разработок ведущей кафедры. В этом случае запрос реальный, но внеситуативный. Студент ориентирован на профессиональный опыт кафедры, но он реализуется им в конкретных условиях запроса базовой организации. Предварительная отработка запроса происходит на мастер-классе кафедры, там жепроисходит и рефлексивная проработка каждого шага в осваиваемой деятельности.

Третий, крайне важный аспект особенности спецподготовки, как особого вида учебного процесса - ее трансляционный характер. Она являет собой особую форму непосредственного научно-методического взаимодействия практики и университетской науки, при котором происходит трансляция научно-методических разработок кафедры в практику профессиональной деятельности. Агентами распространения научно-методических (деятельностно-ориентировннных) разработок становятся студенты. В наиболее совершенномварианте реализации эта трансляция выглядит как два вида мастер-классов:мастер-класс по виду деятельности, проводимый кафедрой для студентов и мастер-класс, проводимый студентами как решение практической задачи на базе практики для специалистов базы. Множество студентов, предполагает и множество баз практики, т.е. множество каналов распространения научно-методических разработок университетской кафедры.

Информация об авторах

Чернушевич Владимир Анатольевич, доцент кафедры юридической психологии и права, факультет "Юридическая психология", Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1401-5070, e-mail: vasiha@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1799
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 46
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0