Аутоагрессивные формы поведения подростка с нарушением развития «я» идентичности (недифференцированным «я»)

124

Общая информация

Рубрика издания: Экстремальная психология

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Банников Г.С. Аутоагрессивные формы поведения подростка с нарушением развития «я» идентичности (недифференцированным «я») // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

Введение: Рост различных форм аутоагрессивного поведения среди подростков заставляет вновь обратиться к проблеме развития «Я» идентичности подростка и в частности роли недифференцированного «Я» в их формировании. Гражданская и психологическая идентичность, как устойчивая система мировоззрения, может быть сформирована на базе нормального развития «Я» идентичности, развития дифференцированного «Я», подразумевающего под собой наличие таких качеств как: доверие, автономия, инициатива, деятельность. К сожалению, в последние годы в своей клинической, научно-практической деятельности мы сталкиваемся с ростом феномена «диффузного», недифференцированного «Я» (М. Боуэн) у подростков, одним из проявлений которого являются устойчивые агрессивные и аутоагрессивные формы поведения.

Цель исследования: выявление роли уровня дифференциации «Я» в развитии антивитальных переживаний и аутоагрессивных форм поведения.

Теоретическая основа: концепция о дифференциации «Я» М. Боуэна.

 

<...>

Полный текст

Введение: Рост различных форм аутоагрессивного поведения среди подростков заставляет вновь обратиться к проблеме развития «Я» идентичности подростка и в частности роли недифференцированного «Я» в их формировании. Гражданская и психологическая идентичность, как устойчивая система мировоззрения, может быть сформирована на базе нормального развития «Я» идентичности, развития дифференцированного «Я», подразумевающего под собой наличие таких качеств как: доверие, автономия, инициатива, деятельность. К сожалению, в последние годы в своей клинической, научно-практической деятельности мы сталкиваемся с ростом феномена «диффузного», недифференцированного «Я» (М. Боуэн) у подростков, одним из проявлений которого являются устойчивые агрессивные и аутоагрессивные формы поведения.

Цель исследования: выявление роли уровня дифференциации «Я» в развитии антивитальных переживаний и аутоагрессивных форм поведения.

Теоретическая основа: концепция о дифференциации «Я» М. Боуэна.

Результаты: проведен экспериментально-психологический, клинико-психопатологический анализ 60 обращений подростков с антивитальными переживаниями и аутоагрессивными формами поведения. У 47 подростков уровень дифференциации «Я» был от 0-25 баллов, что соответствовало психологическому механизму слияния, для которого характерно слабое различение чувств, мыслей, фактов, полная ориентированность на отношения, с поиском любви, одобрения, поддерживание отношений в гармонии, плохая адаптация в коллективе, хронический характер проблем. В клинической картине отмечалось преобладание тревожно-фобических реакций, высокий уровень агрессивности, импульсивности, склонности к саморазрушающему поведению, нанесению себе в состоянии аффекта телесных повреждений. В структуре личности этой группы подростков по данным опросника PDQ-IV преобладали нарциссические, пограничные, шизотипические черты характера. Их выраженность в 60% наблюдений находилась в пределах акцентуации характера, а в 40% наблюдений расстройств личности. Кризисная психологическая помощь в 90% случаев включала в себя семейную психотерапию и в 35% поддерживающую психофармакотерапию.

Обсуждение: на уровень дифференциации «Я» и в частности на его нарушения развития влияет комплекс факторов: 1. Изменения, происходящие в социальной сфере - размытость, нечеткость границ дозволенного и недозволенного, смещение ценностно-смысловых ориентиров в обществе (изменение отношения к различным формам агрессивного и аутоагрессивного поведения). Дружба естественная подменяется дружбой виртуальной. В жизнь подростка вместе с компьютерными играми входит и виртуальное представление о смерти, подчас заменяя осознание и проживание ее в реальности, через смерти животных, близких людей. Средства массовой информации «способствуют» формированию представления у молодежи о «наилучших» способах решения проблем между людьми (как агрессивных, так и аутоагрессивных форм). Наблюдается героизация и романтизация смерти. Самоубийство или попытка самоубийства становится поступком, выделяющим подростка среди всех других. 2. Изменения, происходящие в системе семейных отношений - размытость и прерванность передачи нравственных ценностей, смещение с воспитания ребенка на его обеспечение, транслируемое ребенку агрессивное, обесценивающее отношение к миру со стороны родителей, рост внутрисемейной агрессии (различные формы насилия). 3. Изменения в протекание возрастных кризисов - повышенная сензитивность, совпадающая с периодом неопределенности и вхождения во взрослую жизнь, размытостью границ «Я», «что я из себя представляю?», «кто я в этой семье, в этом обществе?». Появляются новые возможности, расширяются границы дозволенного, но понимание ответственности, часто не приходит. Наблюдается полярность психических процессов: повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе; целеустремленность, настойчивость и импульсивность сменяется неустойчивостью, апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать. Размытость социальных и семейных границ в период кризиса подростковой идентичности может приводить к развитию личности с «дефицитарным «Я», «недифференцированным «Я» (с неразвитой концепцией собственного «Я», социального, идеального «Я»), низким уровнем осознания и различения мыслительных и эмоциональных процессов. Стоит тревоге достигнуть определенного уровня, и автоматические реакции эмоциональной системы начинают происходить независимо от когнитивной активности. Работая с такими подростками, мы сталкивались с тем, что их частой реакцией на фрустрацию или искусственно вызванный регресс являлась агрессия, имеющая всеобъемлющий, диффузный характер при когнитивном сужении сознания. Разрядка агрессии (злости) у подростка с «недифференцированным «Я» в равной степени возможна как вовне, так и на себя. Куда будет направлен агрессивный импульс: на отстаивание автономии, удаления препятствий или барьеров на пути желаемого уровня удовлетворения, либо удаления или разрушения источника глубокой боли или фрустрации, зависит во многом от человека в данный момент выполняющего функцию вспомогательного «Я». Не имея устойчивых внешних и внутренних ориентиров, подростки с нарушением «Я» идентичности и как следствие гражданской идентичности, могут быть достаточно легко вовлечены в деятельность экстремистских организаций, в зависимости, от цели проявляя агрессивные или аутоагрессивные формы поведения.

Заключение: настоящее положение дел требует, в первую очередь со стороны семьи и образовательных учреждений восстановления института воспитания (а не обеспечения) помогающего подростку обрести себя в этом мире.

 

 

Информация об авторах

Банников Геннадий Сергеевич, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник, отделение суицидологии, Московский НИИ психиатрии (филиал), Национальный медицинский исследовательский центр психиат-рии и наркологии имени В.П. Сербского Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ «НМИЦ ПН имени В.П. Сербского»), старший научный сотрудник, отдел научно-методического обеспечения, Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4929-2908, e-mail: bannikov68@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1897
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 124
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0