Телефон доверия как средство помощи детям и подросткам с алкогольной и наркотической зависимостями
Общая информация
Рубрика издания: Экстремальная психология
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Вихристюк О.В. Телефон доверия как средство помощи детям и подросткам с алкогольной и наркотической зависимостями // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».
Фрагмент статьи
Телефонное консультирование особое значение приобретает в ситуации, когда очная психологическая помощь по разным причинам невозможна. Преимущества телефонного консультирования – это сведение до минимума влияний извне на человека, доступность, анонимность, конфиденциальность, экстренность оказания помощи. Обращение ребенка на Телефон доверия не опосредованно влиянием родителей или иных взрослых и, поэтому телефонное психологическое консультирование становится одной из реальных форм помощи ребенку, оказавшемуся в кризисной ситуации.
Детский телефон доверия предназначен для детей, их родителей, иных взрослых испытывающих одиночество, страхи, тревогу, обеспокоенных ситуацией, складывающейся в жизни ребенка. Абоненты Телефона доверия обращаются по вопросам развития, обучения, воспитания, детей. Часто на Телефон доверия обращаются абоненты по поводу различных видов аддикций, в т.ч. и приема психоактивных веществ, алкоголя. В среднем в год поступает около четырехсот таких обращений. Тематика обращений распределяется следующим образом:
- алкогольная зависимость – 39%;,
- наркотическая зависимость – 31%;
- смешанные аддикции – 10%;
- компьютерная зависимость (Интернет) – 7%;
- игровая зависимость (компьютер, приставки) - 7%;
- табакокурение – 5%;
- токсикомания – 1%.
<...>
Полный текст
Телефонное консультирование особое значение приобретает в ситуации, когда очная психологическая помощь по разным причинам невозможна. Преимущества телефонного консультирования – это сведение до минимума влияний извне на человека, доступность, анонимность, конфиденциальность, экстренность оказания помощи. Обращение ребенка на Телефон доверия не опосредованно влиянием родителей или иных взрослых и, поэтому телефонное психологическое консультирование становится одной из реальных форм помощи ребенку, оказавшемуся в кризисной ситуации.
Детский телефон доверия предназначен для детей, их родителей, иных взрослых испытывающих одиночество, страхи, тревогу, обеспокоенных ситуацией, складывающейся в жизни ребенка. Абоненты Телефона доверия обращаются по вопросам развития, обучения, воспитания, детей. Часто на Телефон доверия обращаются абоненты по поводу различных видов аддикций, в т.ч. и приема психоактивных веществ, алкоголя. В среднем в год поступает около четырехсот таких обращений. Тематика обращений распределяется следующим образом:
- алкогольная зависимость – 39%;,
- наркотическая зависимость – 31%;
- смешанные аддикции – 10%;
- компьютерная зависимость (Интернет) – 7%;
- игровая зависимость (компьютер, приставки) - 7%;
- табакокурение – 5%;
- токсикомания – 1%.
Чаще всего обращения со стороны взрослых (родственников, ближайшего окружения ребенка, соседей) поступают по поводу алкогольных и наркотических зависимостей. Стоит отметить, что обращения от детей чаще всего связаны с наркотическимиаддикциями, реже - с алкогольными. Обращения взрослых, напротив, чаще содержат вопросы по поводу алкогольной зависимости.
Обращения от детей и подростков по поводу приема психоактивных веществ поступают гораздо реже (взрослые – 92%, дети - 8%).
От абонентов в возрасте до 18-ти лет чаще всего наблюдаются две категории обращений – «беспокойство по поводу наркомании или токсикомании близких друзей, родственников» и «беспокойство по поводу собственного употребления наркотиков или иных психоактивных веществ».
Обращения со стороны родителей почти всегда содержат утверждения о том, что их сын или дочь употребляют те или иные наркотические вещества.
Обращения от других взрослых содержат либо заявления о фактах употребления наркотических веществ соседями, родственниками и т.д., либо просьбы разъяснить, по каким признакам можно установить факт приема наркотиков.
Среди обращений по поводу злоупотребления алкоголем также наблюдается преобладание запросов от родителей и других взрослых. Запросы детей и подростков в большинстве случаев, связаны с беспокойством об употреблении алкоголя друзьями или родственниками. Запросы родителей почти во всех случаях связаны с употреблением алкоголя детьми, причем нижний возрастной порог детей – 11 лет. Обращения со стороны других взрослых связаны либо с беспокойством об употреблении алкоголя близкими детьми либо самими обратившимися.
Основной задачей телефонного консультанта в процессе работы с абонентом, обратившемся по поводу алкогольной, наркотической и других видов аддикций, является мотивирование клиента на обращение за очной медицинской, психологической помощью.
Функциями телефонного консультирования в оказании помощи по проблемам зависимостей от психоактивных веществ, в том числе являются: информационная, поддерживающая, профилактическая. Информационная функция реализуется через рекомендации психолога абоненту обратиться за медицинской (либо иной) помощью, сообщив соответствующие контакты. Кроме того, психолог может информировать абонента о специфических маркерах, стадиях того или иного вида зависимости, видах и формах помощи при аддикциях и т.д. Поддерживающая функция заключается в том, что психолог оказывает эмоциональную поддержку абоненту в его желании бороться с проблемой (либо собственной, либо близкого человека). Для психолога важно сформировать или усилить мотивацию отказа от наркотиков/алкоголя. Без доброй воли абонента, даваемые рекомендации не будут востребованы. Профилактическая функция заключается в том, что посредством телефонных консультаций психолог имеет возможность своевременно выявлять случаи употребления психоактивных веществ, алкоголя в подростковой среде и вести разъяснительную работу о вреде их употребления, мотивировать абонентов обращаться за специализированной помощью.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1887
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 47
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0