Представления молодежи о наркотиках и наркозависимых
Общая информация
Рубрика издания: Экстремальная психология
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В., Коноплева И.Н., Дебольский М.Г. Представления молодежи о наркотиках и наркозависимых // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».
Полный текст
В отечественной и зарубежной психологии изучается влияние на употребление наркотиков семьи и референтной группы, исследуются личностные факторы, провоцирующие молодых людей на употребление наркотиков и препятствующие ему, рассматриваются доминирующие мотивы и мотивировки употребления наркотиков. Издавна предпринимались попытки понять, почему люди приводят себя в состояние наркотического опьянения, что заставляет их добровольно вредить своему здоровью. Современные ученые достаточно подробно разработали объяснения мотивации употребления наркотиков и возникновения наркотической зависимости и выделили 3 группы факторов наркотизации: социологические, включающие влияние общества и семьи; биологические, объясняющие склонности к злоупотреблению особенностями организма и особой предрасположенностью; и психологические, рассматривающие особенности и отклонения в психике. Иногда еще добавляют культурологические аспекты наркотизма, т.к. влияние определенной культурной традиции употребления наркотиков позволяет объяснить мотивы, не поддающиеся объяснению тремя перечисленными факторами.
Новой редакцией Уголовного кодекса легализованы приобретение, хранение, перевозка, переработка и даже изготовление всех видов наркотиков в размере до 10 доз, как мягких, так и жестких, при отсутствии у виновного цели их сбыта (ст. 228 УК РФ). При этом сужаются границы уголовно наказуемой пропаганды наркотиков – разрешена теперь пропаганда применения инструментов и оборудования, используемых для применения наркотиков, в целях профилактики ВИЧ-инфекции и других опасных инфекционных заболеваний (см. примечание к ст. 230 УК РФ).
По данным многочисленных социологических исследований каждый второй заявляет, что узнает о наркотиках из прессы. Подобная реклама оказывает пагубное воздействие в первую очередь на подростков с их еще не сформировавшейся психикой, быстрее поддающейся влиянию путем стимулирования интереса к потреблению наркотиков. Все чаще фиксируются случаи осознанной пропаганды наркотиков некоторыми представителями средств массовой информации, лицами, имеющими серьезное влияние на молодежь, прежде всего звездами рок-музыки и культуры. Таким образом, СМИ стали одним из основных источников распространения молодежной наркотической субкультуры.
Постоянно растет число пользователей интернета, активно развивается именно подростковый и молодежный сегмент этой аудитории. Поисковики дают почти 20 млн. ссылок на слово «наркотики». На страницах сайтов подробным образом рассказывается о способах приготовления наркотиков в домашних условиях, умышленно преуменьшается вред от их употребления, предлагаются к продаже предметы наркотического обихода, приводятся рассказы о положительном опыте употребления разных видов наркотических веществ.
Целью нашего эмпирического исследования явилось изучение представлений о наркотиках и наркозависимых в молодёжной среде. Выборку эмпирического исследования составили студенты, обучающиеся на 4 курсе юридического факультета. Юноши и девушки в возрасте от 20 до 25 лет.
На первом этапе исследования студентам было предложено ответить на вопросы анкеты, собиралась информация о социально-демографических характеристиках испытуемых, приоритетах в интересах, увлечениях, отношении к наркомании и осведомленности о различных сторонах наркопотребления. На втором этапе была проведена методика ЦТО (А.М. Эткинд) для изучения эмоционального отношения к наркоманам и наркомании, и исследование с помощью методики Ш. Шварца (2) для изучения индивидуальных ценностей личности. Данные, полученные в ходе эмпирического исследования, были обработаны с помощью статистических методов обработки данных.
Результаты методики ЦТО показали, что эмоциональное восприятие людей, употребляющих наркотики и психоактивные вещества является негативным. Как мужчины, так и девушки заявили, что плохо относятся к наркотикам и наркозависимым.
Молодые люди выразили негативное отношение к таким понятиям, как опасность, угроза, курящий человек, преступник, ровесник, употребляющий спиртные напитки, больной человек, зло, несчастный человек, зависимость, наркотик, а также крайне негативно оценили отношение к таким понятиям как ровесник, употребляющий психостимуляторы, страх, неприятный человек, ровесник, употребляющий наркотики.
Мужчины, кроме отношения к наркотикам, показали также негативное отношение курящему человеку, причем ярче выраженное, чем к употребляющему спиртные напитки.
Девушки дали несколько отличные результаты, показав высокие значения негативного отношения к людям, употребляющим спиртные напитки, преступникам.
При проведении кластерного анализа понятий, использованных при проведении ЦТО, сложно выделить четкие подструктуры, но можно проследить явное разделение на кластерные группы.
Первая подструктура – это положительно окрашенные понятия, куда включаются позитивные характеристики – «доброжелательность», «привлекательность», «честный человек», «ответственность» и некоторые самоидентификационные понятия: «я», «мое будущее», «я-идеальное». Представления о себе в будущем связаны с «идеальной работой» и характеристиками, приоритетными для данной ценности – «честный человек», «ответственность».
Данныйсубкластер включает в себя еще несколько подгрупп. Одна из них содержит связь «спорта» и «веселья» с «образом матери»; вторая подгруппа состоит из взаимосвязи «свободного времени» с «добром», «доброжелательностью» и «искренностью»; третья группа формирует «образ женщины», связанный с «удовольствием» и «экстримом». Таким образом, субкластер характеризуется позитивным отношением к здоровому (спортивному) образу жизни.
Второй большой кластер мы охарактеризовали как отношения к психо-активным веществам. В нем можно проследить разделение на более мелкиесубкластеры, но общее отношение к данным средствам заметно негативное. Понятие «наркотики» связано с понятием «зло». Более подробную градацию можно наблюдать, рассматривая отдельны виды ПАВ. «Ровесники, употребляющие наркотики», «психостимулирующие вещества», «спиртное» связываются с такими характеристиками, как «нечестный», «неискренний», «неприятный человек», «недоверие», «больной человек».
Помимо этого, данный кластер включает в себя негативно окрашенные понятия «недоверие», «неудовольствие», «слабость», «неуспех», «преступник», «угроза», «непривлекательность», «избегаю быть таким». Данные связи понятий позволяют говорить о том, что респонденты негативно относятся к зависимостям, данные ценности имеют низкий приоритет.
Можно предположить, что наркотики в ситуации нечеткости ценностно-смысловых ориентаций делают неактуальными субъективно лишенные смысла повседневные дела и дают субъекту некие новые ощущения, переживания, в том числе и те, которых нет в реальной жизни. Ценностные ориентации выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Ценности носят двойственный характер: они социальны, поскольку исторически и культурно обусловлены, и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен жизненный опыт конкретного субъекта.
Проблема употребления наркотиков молодежью остается актуальной для современной России. Различные способы преподнесения недифференцированных по своему содержанию сведений о наркомании, использующиеся в целях профилактики молодежного наркотизма, ведут к противоречивости представлений о наркомании у молодых людей. Резко отрицательное эмоциональное отношение к людям, употребляющим наркотики, часто совпадает с интересом к употреблению таких веществ. Представляется, что для создания программ эффективной профилактики необходим регулярный мониторинг представлений современной Российской молодежи о наркотиках и наркопотреблении.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2091
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 67
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0