Роль здорового образа жизни как средства профилактики профессионального выгорания пожарных

61

Общая информация

Рубрика издания: Экстремальная психология

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Ремеева А.Ф. Роль здорового образа жизни как средства профилактики профессионального выгорания пожарных // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

В современных научных работах, посвященных развитию профессионального самосознания личности, уделяется активное внимание изучению феномена самоэффективности, необходимого для организации успешной деятельности и для достижения высоких результатов в работе. С точки зрения ученых, самоэффективность может возникать в условиях включения индивида в активную деятельность. Для ощущения самоэффективности необходимо испытать себя в выполнении предложенных заданий, почувствовать себя в деле.

Понятие самоэффективности, введенное в научную психологию А. Бандурой (1977), означает уверенность человека в собственной конкретно обозначенной компетентности, в своих способностях организовывать и выполнять работу, необходимую для определенных достижений в той или иной деятельности. Альберт Бандура не только ввел это понятие в научную терминологию, но и раскрыл его суть и роль в личностном развитии каждого человека. По его мнению, «чем выше ожидания эффективности или мастерства, тем более активными становятся усилия» (А. Бандура, 2000).

Проблема самоэффективности за тридцать лет ее разработки завоевала значительную популярность среди зарубежных психологов, о чем свидетельствует постоянно возрастающее количество работ в этом направлении, которые доказывают ее прямое влияние на решения, действия и переживания человека (А. Бандура, 1993; Л. Хьелл, Д. Зиглер; Дж. Капрара, Д. Сервон). В отечественной психологии также начинается процесс теоретического осмысления этого феномена и его эмпирическое исследование (М.И. Гайдар, В.Г. Ромек, М.В. Чистова, Т.М. Маланьина, Т.О. Гордеева, О.А. Шепелева и др.). Современные немецкие психологи М. Ерусалем, Р. Шварцер и русский психолог В. Ромек уточнили и расширили понятие самоэффективности, внесли весомый вклад в разработку методики ее исследования.

 

<...>

Полный текст

Развитие стресса в профессиональной деятельности пожарных является важнейшей проблемой. Воздействие экстремальных условий складывается не только из прямой, непосредственной угрозы жизни человека, но и опосредованной, связанной с ожиданием ее реализации. Ученые и практики разрабатывают специальные рекомендации для представителей стрессогенных профессий в целях повысить психологическую устойчивость этих людей.

Сотрудники служб быстрого реагирования, действующие в условиях техногенных катастроф, подвергаются повышенному риску испытать как «событийный», так и «невидимый» стресс, т.к. не только сталкиваются с трагическими ситуациями, но зачастуюиспытывают воздействие факторов, могущих повлечь непредсказуемые и необратимые изменения в состоянии здоровья – прежде всего радиации и комплексов токсических веществ, последствия которых проявляются спустя длительное время (несколько лет) с нарастающей интенсивностью.

Здоровый образ жизни, как правило, называют первым профилактическим средством синдрома выгорания. Однако это сложное понятие часто упрощают, редуцируют до диетических рекомендаций, ежедневных пробежек и рекомендаций по проведению досуга. На наш взгляд, понятие здорового образа жизни смыкается с представлением «культуры себя», который является весьма древним мотивом греческой культуры. Первоначально понятие «культура» в греческом языке относилась к области сельского хозяйства и имела значение «возделывать». Таким образом, когда мы говорим о «культуре себя», мы имеем в виду самостроительство, саморазвитие, самосовершенствование.

Общее представление о «культуре себя» может дать принцип «заботы о себе», которому подчинено искусство существования в различных своих формах.

К базовым принципам заботы о себе относится всеобщность. Как отмечал Сенека, посвятив себя ей, нужно оставить все прочие занятия, только так можно освободить душу. Когда речь идет о заботе о себе, то нужно конкретно определить, какую часть дня или жизни ей стоит посвятить.

По традиции, уходящей к истокам греческой культуры, забота о себе тесно связана с медицинской мыслью и практикой. Плутарх во вступлении к Наставлениям о здоровье заявил, что философия и медицина действуют в «одних пределах». Искомое исправление души, самосовершенствование, путь к которому лежит через философию или воспитание все более приобретает медицинский оттенок. Формировать, образовывать себя и заботиться о себе - два эти занятия суть взаимосвязаны.

Действительно, практика заботы о себе сосредоточивает внимание на тех точках, где пороки тела и духа могли сходиться и «обмениваться» своими недугами: дурные качества души влекли за собой телесную немочь, тогда как эксцессы плоти свидетельствовали о душевных изъянах и питали их. Важное значение имеет практическая оснащенность заботы о себе . В этой практике, каждый человек, особенно специалист работающий в экстремальных условиях для реализации здорового образа жизни создает свой свод жизненных правил и упражнений, нацеленных на поддержание психического и физического здоровья. Согласно Сенеке, средоточием его практики было подведение итогов дня, как бы отчет о достигнутом: всякий раз «завершив дневные труды и удалившись на ночь ко сну».

Рекомендованные нами методы профилактики профессионального выгорания, саморегуляции поведения и адаптации к стрессу в большинстве применимы непосредственно по месту несения службы или в кабинетах психологической регуляции.

Общая цель всех этих практик определяется единым ключевым принципом обращения к себе. Прежде всего, она предусматривает некоторую модификацию привычной деятельности: задача не в том, чтобы оставить все прочие занятия, целиком и полностью посвятив себя заботе о себе, однако за текущими делами следует постоянно помнить о главной своей цели, стремиться к себе, искать себя и соотноситься с собою. Такое обращение предполагает сдвиг внимания: его нельзя более растрачивать на праздное любопытство, увлекаясь суетой повседневности или жизнью окружающих. Это также еще и траектория, двигаясь по которой, можно избежать каких бы то ни было зависимостей или порабощения и достичь воссоединения с собой.

Тот, кому удалось, наконец, подступиться к себе, становится для себя объектом удовольствия, и не просто довлеет себе в своих пределах, но и «довольствуется» собою и «радует» себя. Состояние такого «довольства», суть его заключается в том, что оно не может быть вызвано чем-то, от нас не зависящим и, следовательно, нам неподвластным: оно рождается нами и в нас самих.

Наконец, критерием успеха «заботы о себе» выступает умение человека властвовать над собой, ощущение полноты и радость жизни. Забота о других есть следствие и результат заботы о себе.

 

Информация об авторах

Ремеева Альфия Фаатовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент, кафедра юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0000-3041-849X, e-mail: a-remeeva@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1969
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 61
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0