Значение как характеристика травматической ситуации и его изменение

72

Общая информация

Рубрика издания: Экстремальная психология

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Рехтина Н.В. Значение как характеристика травматической ситуации и его изменение // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

Проблема ситуации - фундаментальная методологическая проблема соотношения объективного «внешнего» мира и субъективного «внутреннего» мира человека (Гришина, 2008). Сегодня, исследователи, признают объективно-субъективную природу ситуации, и рассматривают ее с учетом субъективных факторов: восприятия и интерпретации.

При изучении взаимодействия субъекта с миром, в зависимости от теоретических предпочтений, выделяют особый класс ситуаций, обозначаемых как кризисные, критические, экстремальные, травматические.

В каждом случае «речь идет об эмоционально переживаемых жизненных ситуациях, затрагивающих значимые стороны существования которые, в восприятии человека, представляют сложную психологическую проблему, трудность, требующую своего решения или преодоления» (Гришина, 2008, c.189).

Выполнение служебно - боевых задач, пребывание на территории ведения военных действий, «на войне» является травматической ситуацией.

Последствия пребывания человека в травматической ситуации для личности подробно изучены, при этом субъективная картина войны в сознании участника, особенности ее восприятия и интерпретации изучены недостаточно.

Существующее, на сегодня, понимание значения в психологии (Выгодский, 2000; Петренко, 2005), положения о его изменяемости и двойственной природе, позволяют изучать ситуацию с учетом субъективных факторов, как модель описания ситуации «с позиций субъекта».

 

<...>

Полный текст

Проблема ситуации - фундаментальная методологическая проблема соотношения объективного «внешнего» мира и субъективного «внутреннего» мира человека (Гришина, 2008). Сегодня, исследователи, признают объективно-субъективную природу ситуации, и рассматривают ее с учетом субъективных факторов: восприятия и интерпретации.

При изучении взаимодействия субъекта с миром, в зависимости от теоретических предпочтений, выделяют особый класс ситуаций, обозначаемых как кризисные, критические, экстремальные, травматические.

В каждом случае «речь идет об эмоционально переживаемых жизненных ситуациях, затрагивающих значимые стороны существования которые, в восприятии человека, представляют сложную психологическую проблему, трудность, требующую своего решения или преодоления» (Гришина, 2008, c.189).

Выполнение служебно - боевых задач, пребывание на территории ведения военных действий, «на войне» является травматической ситуацией.

Последствия пребывания человека в травматической ситуации для личности подробно изучены, при этом субъективная картина войны в сознании участника, особенности ее восприятия и интерпретации изучены недостаточно.

Существующее, на сегодня, понимание значения в психологии (Выгодский, 2000; Петренко, 2005), положения о его изменяемости и двойственной природе, позволяют изучать ситуацию с учетом субъективных факторов, как модель описания ситуации «с позиций субъекта».

Мы рассматриваем ситуацию – как результат взаимодействия субъекта с окружающей действительностью, ее восприятие и интерпретацию. Войну - как травматическую ситуацию. Подведение войны под понятие “ситуация” позволяет отойти от противопоставления войны и мира, рассматривая их как состояния окружающей реальности, фазы одного целого, анализировать войну в психологических понятиях и категориях.

Понятие войны принадлежит к числу базовых, которыми оперирует субъект в своей повседневной практике (Горошко, 2001) и, как общезначимое, предполагает стандартизацию значения в рамках культуры.

Обращение к категории значения позволяет изучать войну, как травматическую ситуацию в сознании субъекта.

В исследовании использована методика неоконченных предложений (МНП). Для формировании совокупности НП применена комбинированная стратегия (Климова, 1995, Бурлов, Татарова, 1999), с учетом методических требований ее использования.

Обработка результатов проводилась c применением схемы С.Г. Климовой (1995). Объединение в смысловые классы проведено на основании согласованного мнения экспертов.

В соответствии с методическими требованиями при использовании проективных методов (Леонтьев, 1983; Климова, 1995) исследование проведено на однородной, по основным критериям (возраст, образование, пол) выборке в двух группах испытуемых, отличающихся по факту участия в боевых действиях: не участвовавшие в боевых действиях и участники.

В результате исследования, для двух групп испытуемых, отличающихся по факту участия в боевых действиях, мы получили определение травматической ситуации в трех возможных значениях: «переживание»; «взаимодействие» и «уход от ответа».

Для испытуемых, не имеющих боевого травматического опыта, «война» представлена только в значении «переживание».

Для испытуемых имеющих боевой травматический опыт в трех возможных значениях: «переживание»; «взаимодействие» и «уход от ответа», что предполагает существование трех моделей травматической ситуации в сознании субъектов, трех различных субъективных (психологических) ситуаций.

Полученные результаты свидетельствуют о динамике значения травматической ситуации: возможности как сохранения, так и его изменения под влиянием травматического опыта.

Литература

  1. Выготский Л.С. Психология. - М.: Эксмо-пресс, 2000. – 1008 с.
  2. Горошко Е.И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента. М.-Харьков: ИЯ РАН – Каравелла, 2001. – 320 с.
  3. Гришина Н.В. Психология конфликта. – 2-е изд., - СПБ.: Питер, 2008. – 544 с.
  4. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. II. – М: Педагогика, 1983. - 320 с.
  5. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2005. – 480 с.
  6. Бурлов А.В., Татарова Г.Г. Логическая организация данных, полученных методом неоконченных предложений // Социол. исслед. 1999. No 8. С. 123-133.
  7. Климова С.Г. Опыт исследования методики неоконченных предложений в социологическом исследовании // Социология: 4 М. 1995. No 6. С. 49-64.

 

Информация об авторах

Рехтина Наталья Владимировна, старший преподаватель специализированного межрегионального учебного центра ГУФСИН России по Новосибирской области, Россия, e-mail: palette@academ.org

Метрики

Просмотров

Всего: 1788
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 72
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1