Особенности установления психологического контакта с детьми разных возрастных категорий в чрезвычайной ситуации

683

Общая информация

Рубрика издания: Экстремальная психология

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Титаренко Д.С. Особенности установления психологического контакта с детьми разных возрастных категорий в чрезвычайной ситуации // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Полный текст

Как показывает официальная статистика МЧС Украины, только на протяжении 2011 года было зарегистрировано 221 чрезвычайная ситуация, в результате – погибло 355 человек (39 из которых были дети) и пострадало 985 (из них – 439 детей). Эти цифры отражают только одну категорию людей, которые непосредственно пережили крах и ужас чрезвычайной ситуации. В этих данных не представлены сотни тех, кто опосредовано пострадал от стресс-факторов катастроф: нет очевидцев, родственников погибших и травмированных, нет тех, кто после увиденного в СМИ сами чувствовали себя плохо. Если учитывать все эти категории людей, то цифры бы выросли в десятки, а то и тысячи раз.

Хотим обратить Ваше внимание на то, что даже исходя из официальных данных практически половина людей, которые пострадали в чрезвычайной ситуации (44,58 %) были дети. Не следует забывать, что и среди других категорий пострадавших так же есть те, психика которых еще формируется.

Эффективность психологической помощи зависит от разных факторов, в том числе, и от умения специалиста устанавливать тесную эмоциональную связь с пострадавшим. Для того чтобы успешно установить психологический контакт с ребенком, необходимо учитывать целый ряд факторов:

  • возрастной период ребенка;
  • стадию его интеллектуального развития;
  • тип эмоционального развития;
  • темперамент ребенка;
  • тип поведения в ситуации;
  • тип родительского отношения.

Итак, рассмотрим особенности установления психологического контакта с детьми разных возрастных категорий.

Дети до трех лет находятся в тесном контакте с матерью, как физическом (высокая потребность в ее присутствии) так и эмоциональном. Так, можно сказать, что состояние матери определяет степень эмоциональных реакций у ребенка. В этом возрасте установление психологического контакта должно проходить непосредственно через мать. Психолог сначала должен установить доверительные отношения с ней, а потом уже начинать работу с ребенком.

Дети с 3 до 6 лет. С трех лет у детей начинает формироваться сознательное «Я», они стремятся отделиться от взрослого, и быть более самостоятельными. Основным видом деятельности на этом этапе является игровая, поэтому и установление психологического контакта с ребенком должно проходить через игру. Наиболее эффективным при установлении контакта с ребенком в этом возрасте будет игрушка, желательно мягкая. Лучше всего использовать игрушку-перчатку, которая одевается на руку, или пальчиковые игрушки. При таком варианте ребенок может более открыто разговаривать с психологом, адресуя свои высказывания игрушке. При выборе игрушки необходимо учитывать пол ребенка, его эмоциональное состояние.

Дети с 7 до 14 лет. В этом возрасте ребенок становится еще более самостоятельным, происходит смена основного вида деятельности (с игровой на учебную), сменяется стиль мышления (становится абстрактно-логическим). Поэтому для установления психологического контакта с ребенком данного возраста можно использовать образы известных для него персонажей-героев в рассказах (для наглядности можно использовать карточки, раскраски, небольшие игрушки и т.д.).

Дети с 14 до18 лет. В этом возрасте идет перестройка стиля жизни ребенка, от детского к взрослому. На данном этапе психического развития для ребенка важна его положительная оценка со стороны окружающих, поэтому для продуктивной психологической работы можно использовать прием подчеркивания значимости его помощи для общественности. Фразы по типу: «Мне сейчас очень нужна твоя помощь…» быстрее расположит подростка к психологу, чем вопросы о его самочувствии.

Таким образом, при работе с ребенком в очаге чрезвычайной ситуации следует придерживаться позиции о том, что ребенок все понимает, и ему все можно объяснить. Не стоит забывать и о том, что для детей предметом подражания является взрослый, так те или иные действия могут облегчить или наоборот усугубить полученную в чрезвычайной ситуации травму.

Информация об авторах

Титаренко Диана Сергеевна, научный сотрудник отделения внедрения психотренинговых технологий научно-исследовательской лаборатории экстремальной и кризисной психологии Национального университета гражданской защиты Украины, Харьков, Украина

Метрики

Просмотров

Всего: 3461
В прошлом месяце: 73
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 683
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0