Ресурсы формирования социально-нормативного поведения несовершеннолетних в условиях смены социо-культурной среды

55

Общая информация

Рубрика издания: Детство под защитой: Германо-Российский обмен опытом в области ювенальных технологий

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Аруин С.Е., Чиркина Р.В. Ресурсы формирования социально-нормативного поведения несовершеннолетних в условиях смены социо-культурной среды // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

Эмиграция, потеря родины и привычного окружения, чужая языковая среда – это группа факторов, в большой степени предопределяющих запуск противоправных форм поведения у подростков. Эта проблема актуальна для многих стран, в т.ч. для России и Германии. Межкультурные различия, потеря общих ментальных и семейных традиций, неясность перспектив и невозможность вернуть прошлое, фрагментарность опыта и связанных с ним идентификационных стратегий, требуют особых подходов к подбору мер профилактики правонарушений среди юных иммигрантов.

Германия столкнулась с этими проблемами в послевоенные десятилетия. И предоставила семьям переселенцев все ресурсы социального государства, чтобы помочь им сначала адаптироваться, а затем, пройдя период попытки ассимиляции мигрантов, интегрироваться в немецкое общество. В настоящее времятолько в Дюссельдорфе, например, 75% детей до 14 лет имеют иммиграционные корни (информация городского Ведомства по делам молодежи, 2012). Противоправная напряженность и криминальная пораженность в молодежной когорте гораздо также выше в иммигрантской среде, нежели среди коренного населения. В России такая статистика пока не ведется, но тенденция наблюдается сходная. Поэтому представляется целесообразным изучение российских и европейских практик и социально-психологических сервисов в работе с семьями и детьми иммигрантов.

Задачей нашего исследования было выяснить, как в результате смены места жительства в иной социо-культурной, языковой, политической среде происходит формирование личности и правопослушных поведенческих моделей у детей и подростков, как влияют на них социальная ситуация и территориальные особенности, какие превентивные подходы формируют социально-нормативные установки у детей с иммиграционными корнями и как все это отражается в их сознании. На основании такого страноведческого сравнительного контекста можно разработать методические рекомендации по работе с детьми и подростками из семей мигрантов, например, для российской системы профилактики.

 

<...>

Полный текст

Эмиграция, потеря родины и привычного окружения, чужая языковая среда – это группа факторов, в большой степени предопределяющих запуск противоправных форм поведения у подростков. Эта проблема актуальна для многих стран, в т.ч. для России и Германии. Межкультурные различия, потеря общих ментальных и семейных традиций, неясность перспектив и невозможность вернуть прошлое, фрагментарность опыта и связанных с ним идентификационных стратегий, требуют особых подходов к подбору мер профилактики правонарушений среди юных иммигрантов.

Германия столкнулась с этими проблемами в послевоенные десятилетия. И предоставила семьям переселенцев все ресурсы социального государства, чтобы помочь им сначала адаптироваться, а затем, пройдя период попытки ассимиляции мигрантов, интегрироваться в немецкое общество. В настоящее времятолько в Дюссельдорфе, например, 75% детей до 14 лет имеют иммиграционные корни (информация городского Ведомства по делам молодежи, 2012). Противоправная напряженность и криминальная пораженность в молодежной когорте гораздо также выше в иммигрантской среде, нежели среди коренного населения. В России такая статистика пока не ведется, но тенденция наблюдается сходная. Поэтому представляется целесообразным изучение российских и европейских практик и социально-психологических сервисов в работе с семьями и детьми иммигрантов.

Задачей нашего исследования было выяснить, как в результате смены места жительства в иной социо-культурной, языковой, политической среде происходит формирование личности и правопослушных поведенческих моделей у детей и подростков, как влияют на них социальная ситуация и территориальные особенности, какие превентивные подходы формируют социально-нормативные установки у детей с иммиграционными корнями и как все это отражается в их сознании. На основании такого страноведческого сравнительного контекста можно разработать методические рекомендации по работе с детьми и подростками из семей мигрантов, например, для российской системы профилактики.

Применялись методы исследования: анализ теоретических источников, наблюдение, метод экспертных оценок, интервью, кейс-стади, анализ документов и пр. Базы исследования: организации, занимающиеся профилактикой противоправного поведения в Германии (Jugendamt, ASD, AVPe.V. - NRW)иРоссии (Дети улиц, РОО Центр содействия реформе уголовного правосудия,СПО И НПОМосквы и области).

Наше исследование началось с проведения пилотной серии интервью с представителями 32 русскоязычных семей, проживающих в городах Земли Северный Рейн-Вестфалия, где традиционно велико количество семей с миграционным фоном. Ответить на вопросы интервью предлагалось родителям и детям (если детям от 11 лет до 21 года и они попали в Германию уже в сознательном возрасте, т.е. помнят родину). Один опросникзаполняли один родитель и один ребенок.

Вопросы касались: языка общения и идентификации по национальному признаку, самооценки детей и оценки их качеств родителями, ключевых событий до и после переезда в Германию, проблем родителей и детей после переезда, возможностей (знаемых и используемых) для решения этих проблем, отношения к прежней родине, удовлетворенности различными сторонами жизни, перспектив будущего, отношения к законам и др.

Второй этап исследования – анализ 145 кейсов (историй жизни, материалов личных дел, социальных карт, диагностических заключений, процесса и результатов социальной работы и пр.) русскоязычных семей, направленных социальными службами Дюссельдорфа в программу сопровождения общественной организации AVP (DerVereinAkzeptanz, Vertrauen, Perspektive (AVP) e.V.). Программы сопровождения дезадаптированныхсемей с детьми включают огромный спектр сервисов от организации обучения немецкому языку, тренингов социального поведения и творческих студий до длительной психотерапии, лечения от зависимостей, помощи в трудоустройстве и т.д. Основным принципом работы с такими семьями является индивидуальный подход, грамотный кейс-менеджмент и уважение к собственному выбору семьи по отношению к предлагаемым мерам помощи.

Первичный анализ результатов исследования психологической феноменологии, характерной для русскоязычных семей с разной степенью включенности в инфраструктуру интеграционных ресурсов, позволил выявить следующие тенденции. Степень готовности и объем принятия семьей предлагаемой помощи напрямую влияет на степень ее адаптации к новым условиям, показатели удовлетворенности жизнью детей и родителей, продуктивности процессаформирования у детей социальных навыков (выраженность установок на социально нормативное и правопослушное поведение), определяет дифференцированность и устойчивость их национальнойидентичности, тональность отношения к будущему и характер постановки целей. Имеет также значение и источник оказания помощи. Русскоязычные семьи более склонны принимать помощь от русскоязычных организаций и специалистов и оценивают ее как более эффективную.

На следующем этапе планируется провести аналогичные исследования в России на выборке семей из республик СНГ. С целью сопоставления как репертуара помогающих технологий, так и их психологических составляющих.

Выводы. В странах, отличающихся общественно-экономическим потенциалом, подходами и инфраструктурой поддержки детства, различными могут быть имеханизмы формирования социально-нормативного поведения детей и подростков, особенно из категории мигрантов/переселенцев.

Исследование и сравнение этих механизмов могут дополнитьсуществующую у нас систему профилактики и сопровождения детей из семей мигрантов, и позволят сформировать новую архитектуру технологических подходов к решению проблемыформирования у них просоциальных установок.

 

Информация об авторах

Аруин Сергей Е., руководитель Союза «Принятие. Доверие. Перспектива» («Der Verein Akzeptanz Vertrauen Perspektive e.V.» – Дюссельдорф, Германия), научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории ювенальных технологий, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: aruin@integrationavp.de

Чиркина Римма Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7040-7792, e-mail: rimmach@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1644
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 55
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0