Влияние восстановительных программ на самосознание подростков с девиантным поведением

42

Общая информация

Рубрика издания: Актуальные проблемы и пути совершенствования профилактики девиантного поведения среди обучающихся государственных образовательоных учреждений, подведомственных департаменту образования города Москвы

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Влияние восстановительных программ на самосознание подростков с девиантным поведением // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

Социально-психологические исследования последних лет показывают некоторые негативные характеристики социальной позиции российских подростков: инфантилизм как отсутствие осознанных и самостоятельных решений в значимых областях жизни, перенос ответственности за свою жизнь, социальная апатия, дефицит смысла будущего, гедонистическое и ситуативное восприятие своей жизни. Все это проявления, которые еще Э. Эриксоном были названы «спутанностью идентичности».

Я-концепция большинства девиантных подростков, часто страдающих психическим инфантилизмом, отличается от Я-концепции более социализированных сверстников и может быть охарактеризована как «деформированная». У таких подростков часто недостаточно развиты функции прогноза и планирования деятельности, как в ситуативном плане, так и на уровне субъективной картины жизненного пути. Девиантные подростки менее склонны описывать себя через социальные роли и давать себе личностные характеристики, у них часто отсутствуют определения, относящиеся в своей компетентности и самореализации, они чаще говорят о своих привычках и действиях («я курю», «я люблю кататься на электричках») (В.А. Мялкин, 2001).

Степень позитивности Я-концепции повышается под влиянием благоприятных суждений со стороны внешнего окружения, под влиянием неблагоприятных Я-концепция становится негативной (Ф. Райс, 2002; T.D.Heatherton, N .Ambary, 1993; и др.). Это происходит с помощью процесса интериоризации: оценки индивида, даваемые ему «извне», становятся его собственными (А.А. Налчаджан, 1988). Так внешние условиявлияют на внутренние (интериоризированные) представления человека о себе.

 

<...>

Полный текст

Социально-психологические исследования последних лет показывают некоторые негативные характеристики социальной позиции российских подростков: инфантилизм как отсутствие осознанных и самостоятельных решений в значимых областях жизни, перенос ответственности за свою жизнь, социальная апатия, дефицит смысла будущего, гедонистическое и ситуативное восприятие своей жизни. Все это проявления, которые еще Э. Эриксоном были названы «спутанностью идентичности».

Я-концепция большинства девиантных подростков, часто страдающих психическим инфантилизмом, отличается от Я-концепции более социализированных сверстников и может быть охарактеризована как «деформированная». У таких подростков часто недостаточно развиты функции прогноза и планирования деятельности, как в ситуативном плане, так и на уровне субъективной картины жизненного пути. Девиантные подростки менее склонны описывать себя через социальные роли и давать себе личностные характеристики, у них часто отсутствуют определения, относящиеся в своей компетентности и самореализации, они чаще говорят о своих привычках и действиях («я курю», «я люблю кататься на электричках») (В.А. Мялкин, 2001).

Степень позитивности Я-концепции повышается под влиянием благоприятных суждений со стороны внешнего окружения, под влиянием неблагоприятных Я-концепция становится негативной (Ф. Райс, 2002; T.D.Heatherton, N .Ambary, 1993; и др.). Это происходит с помощью процесса интериоризации: оценки индивида, даваемые ему «извне», становятся его собственными (А.А. Налчаджан, 1988). Так внешние условиявлияют на внутренние (интериоризированные) представления человека о себе.

Исходя из этого, можно предположить, что наличие ресурса социальной поддержки, в роли которого выступают члены семьи и другие действительно близкие люди может благотворно влиять на самосознание подростков и являться профилактикой девиантного и конфликтного поведения.

Работа с подростками в Центре «Перекресток» строится на основе применения восстановительного подхода, в частности восстановительных программ (Кругов, Программ восстановительного правосудия, Семейных конференций). Восстановительная программа – это процесс, в котором ведущий программы создает условия для восстановления способности участников понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем, возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций. (Р.Р. Максудов, 2009).

Целью восстановительного реагирования на ситуации правонарушений и конфликтов с участием несовершеннолетних является запуск такого процесса, который направлен на:

  • интеграцию подростков в общество;
  • вовлечение в разработку и реализацию решения по поводу конфликтной ситуации людей, которых эта ситуация непосредственно касается. Исходя из этой цели, определяются задача и роли специалистов. Главная задача специалистов – создать пространство полноценного участия в этом процессе ближайшего социального окружения и самого подростка (Р.Р. Максудов, 2009).

На основе наблюдений из практики мыможем отметить два основных «эффекта» восстановительных программ.

Во-первых, программы помогают подросткам совершить скачок от сиеминутного восприятия себя к более стабильному и осознанному. Я-идеальное в развитии содержит в себе представление о том, каким подросток хотел бы стать через какое-то время, так как главной задачей, которая стоит перед ним, является самоопределение. Необходимость осуществлять выбор решения и принимать на себя ответственность за реализацию своего решения, заложенная в восстановительных программах, развивает способности подростка к самоопределению. Происходит самоопределение подростка в разных сферах жизни – выделяются конкретные интересы, занятия, появляется перспектива.

Во-вторых, программы способствуют восстановлению баланса власти и старшинства в семье или группе, когда распределяется ответственность взрослых и ребенка, и они «занимают свои места». После программ подростки чувствует включенность взрослых в свою ситуацию.Это часто приводит к расширению у подростков репертуара социальных ролей и появлению представлений о себе как об обладателях этими ролями («я сын/ дочь», «я брат/ сестра», «я ученик/ студент»).

Таким образом, как мы видим, в технологию проведения восстановительных программ заложена идея восстановления ресурса социального окружения для подростка, поэтому программы обладает большим развивающим потенциалом для самосознания подростка.

Литература

  1. Максудов Р.Р. Восстановительная медиация: идея и технология. Методические рекомендации.– М.: Институт права и публичной политики, 2009. – 72 с.
  2. Мялкин В.А. Особенности осознания себя и своих действий несовершеннолетними с психическим инфантилизмом в юридически значимых ситуациях. Автореф. дис. канд. психолог.наук. - Ярославль, 2001. – 19 с.
  3. Налчаджан А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1988. –263 с.
  4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М: «Прогресс», 1996. – 344 с.

 

Метрики

Просмотров

Всего: 1732
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 42
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0