Пространственные представления, связанные с телом, у детей с расстройствами шизофренического спектра

71

Общая информация

Ключевые слова: С.Я.Рубинштейн, шизофрения, тело

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Иванов М.В. Пространственные представления, связанные с телом, у детей с расстройствами шизофренического спектра // Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения (к 100-летию С.Я.Рубинштейн).

Фрагмент статьи

Проблема пространственных представлений находит свое отражение уже в трудах античных философов. Еще Аристотелем пространство рассматривалось как категория бытия, характеризующая специфику мышления, функционирующего по законам диалектики [2].

Полный текст

Проблема пространственных представлений находит свое отражение уже в трудах античных философов. Еще Аристотелем пространство рассматривалось как категория бытия, характеризующая специфику мышления, функционирующего по законам диалектики [2]. Позднее И. Кант пространству придавал характеристику способа познания человеком объективной реальности: «первоначальное представление о пространстве есть априорное созерцание» [5, с. 131]. Согласно Г.В.Ф. Гегелю, пространство является одной из предпосылок мысли [4, с. 744]. отметить, что тело является предметов изучения многих областей научного знания. Интерес исследователей касался его морфологии, физиологии, психофизиологии и пр. Многие же ученые искали подходы к душевным явлениям через анализ телесных проявлений. И.М. Сеченов описал генезис невольных и произвольных движений, показал человека как носителя способности группировать, а также задерживать свои движения, и тем самым от действия переходить к мысли [9, с. 121]. Основоположник учения о нервно-психической регуляции поведения И.П. Павлов, изучал душевную деятельность через двигательные реакции, т.е. телесные движения, формирующие условные рефлексы. Изучая физиологию высшей нервной деятельности, И.П. Павлов показал, что «условный рефлекс состоит из двух внешних фаз: недеятельной и деятельной» [7, с. 191]. В рамках изучаемой проблематике, особую важность приобретают исследования онтогенеза моторики человека в контексте его развития и распада (в норме и патологии) [3]. Телесность встраивается в общий ход психофизического развития ребенка. В ходе индивидуального развития телесность обретает системное строение, культурную форму, знаковую и символическую функцию [1]. Цель исследования: изучить пространственные представления, связанные с телом, у детей с расстройствами шизофренического спектра разной степени выраженности. Выборка исследования: общее количество испытуемых 40 человек. Экспериментальная группа – 20 человек (12 мальчиков, 8 девочек); группа контроля – 20 человек (по 10 мальчиков и девочек). Возрастной диапазон в обеих группах от 6 до 10 лет. Критерии включения: в экспериментальную группу вошли дети с расстройствами шизофренического спектра (диатез, малопрогредиентная и процессуальная формы). В группу контроля вошли дети с нормативным развитием. Критерий исключения: органические поражения ЦНС, умственное отставание, эпилепсия. Эмпирическая база исследования: отдел по изучению психической патологии раннего детского возраста НЦПЗ РАМН и его клинические базы. Методики исследования: 1) пространственные пробы Хеда (Head H.) в модификации; 2) субтесты диагностического комплекта Н.Я. Семаго, М.М. Семаго; 3) рисуночная проба «схема тела». По результатам выполнения выбранных методик, анализировались пространственные представления частей тела и лица, возможность показа на себе или рисунке (схема тела), где расположена та или иная часть тела/лица. Уровень сложности заданий определялся возможностью правильно и самостоятельно (без помощи экспериментатора) выполнять задания 75% исследуемых детей с нормативным развитием. Результаты исследования установили следующее факты. Испытуемые с расстройствами шизофренического спектра разной степени выраженности имели схожие трудности при выполнении ряда заданий независимо от выраженности расстройства (диатез, малопрогредиентная и процессуальная формы). Этой группе испытуемых было трудней определить части лица и их взаиморасположения. Части тела определялись по большей степени правильно, но возникали трудности при анализе их взаиморасположения и лево-правой ориентации. По данным D. Spiker и M. Ricks у дети из группы аутистических расстройств, также имеются нарушения формирования представлений о собственном теле и узнавания себя в зеркале [10]. Дети с нормативным развитием (группа контроля) выполняли большинство заданий без затруднений, но следует отметить, наличие трудностей при анализе расположения обеих рук, что соотносится с возрастными нормативами [8]. При выполнении рисуночной пробы «схема тела» испытуемыми экспериментальной группы были выявлены расстройства самоощущения, в виде различных сенестопатий, психосенсорных нарушений и других нарушений, связанных со схемой тела. Испытуемые отмечали патологические телесные ощущения в виде различных деформаций, сдавливаний, покалываний, уменьшений или увеличений различных частей тела. В ряде случаев отмечались патологические телесные ощущения в виде псевдофантомов, несуществующих частей тела, которые отображались на рисунках в виде дополнительных рук, ног и пр. Следует отметить, что пространственные представления, связанные с собственным телом, неразрывны с возрастными и половыми особенностями, уровнем вербального интеллекта и пр. [6], что важно учитывать при сравнении нормы и патологии. Данное исследование выявило несформированность и расщепленность пространственных представлений на уровне тела у детей с расстройствами шизофренического спектра разной степени выраженности. Этой категории детей в большей степени свойственна моторная некоординированность при выполнении модифицированных пространственных проб Хэда по сравнению с испытуемыми из группы нормативного развития. Важно отметить, что выявленные деперсонализационные феномены (искажения восприятия телесного облика, наличие дополнительных частей тела) связаны со степенью выраженности заболевания.

Литература

  1. Арина Г.А. Психосоматический симптом как феномен культуры // Телесность человека: Междисциплинарные исследования. – М., 1993. – С. 48-58.
  2. Аристотель. Физика // Сочинения в 4-х томах. – М., Т.3., 1978. – 613 с.
  3. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движения: Избранные психологические труды. – М.; Воронеж, 1997. – 688 с.
  4. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.2. – М., 1975. – С. 744.
  5. Кант И. Собрание сочинений. – М., 1964. – Т.3. – С. 131.
  6. Николаева В.В., Арина Г.А. Клинико-психологические проблемы психологии телесности // Психологический журнал, 2003, № 1, Т.24. – С. 119-126.
  7. Павлов И.П. Физиология высшей нервной деятельности // Павлов И.П. Мозг и психика: Избранные психологические труды. – М.; Воронеж, 1995. – С. 191.
  8. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб., 2005. – 384 с.
  9. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга // Сеченов И.М. Психология поведения: Избранные психологические труды. – М.; Воронеж, 1995. – С. 121.
  10. Spiker D., Ricks M. Visual self-recognition in autistic children: developmental relationships // Journal Child development. – 1984. Vol. 55. – № 1.

Информация об авторах

Иванов Михаил Владимирович, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник отдела детской психиатрии, ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3853-4345, e-mail: ivanov-michael@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1947
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 71
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2