Использование методики «Классификация ценностей» как инструмента изучения личности у лиц, страдающих психическими расстройствами
Общая информация
Ключевые слова: С.Я.Рубинштейн, методика, психические расстройства
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Леонтьева Е.М. Использование методики «Классификация ценностей» как инструмента изучения личности у лиц, страдающих психическими расстройствами // Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения (к 100-летию С.Я.Рубинштейн).
Фрагмент статьи
Изучение механизмов работы ценностной сферы, а также особенностей аксиологического мышления в контексте психических расстройств обладает большой научной новизной и актуальностью. Психиатрическое понятие «изменение личности» необходимо включает в себя помимо изменения в эмоциональной сфере изменение сферы ценностной, однако, качество такого изменения экспериментально пока недоступно и остается в сфере «диагностических фантазий» экспериментатора.
Полный текст
Изучение механизмов работы ценностной сферы, а также особенностей аксиологического мышления в контексте психических расстройств обладает большой научной новизной и актуальностью. Психиатрическое понятие «изменение личности» необходимо включает в себя помимо изменения в эмоциональной сфере изменение сферы ценностной, однако, качество такого изменения экспериментально пока недоступно и остается в сфере «диагностических фантазий» экспериментатора. Это связано с тем, что ни одна область науки не обладает «ценностной нормой». Можно предположить, что такая важнейшая проблема, как стигматизация людей с психическими расстройствами, также связана с неизученностью и эмпирической неизвестностью ценностной сферы таких пациентов. Некоторые пациенты сообщают о своих чувствах, что «попали не в свое время», не понимают ценностей современного общества, указывая на ценности «современного общества» как на отличные от своих, тогда как в критериях психической нормы имплицитно заложено правило поддерживания общих ценностей, а понятие «социальная направленность» включает, но не раскрывает этот аспект полностью [1, 3]. Таким образом, результаты исследований ценностной сферы в норме и патологии могут представлять как чисто практическое значение для задач реабилитации и психотерапии, так и внести свой вклад в развитие психологии мышления и личности. Однако, клинически ориентированные исследования ценностной сферы крайне малочисленны, а имеющийся методический арсенал исследования не отвечает современным запросам теоретиков и практиков. Так, в результате использования методик, предложенных М. Рокичем или Ш. Шварцем [2, 4] (которые пользуются наибольшей популярностью у исследователей ценностей) получается картина ценностных представлений, рамка которой жестко зависит от конкретной методики. Опыт применения подобных методик в клинике показывает, что при их выполнении в большей или меньшей степени доминирует мотив экспертизы (пациенты ранжируют ценности, более опираясь не на собственную систему ценностей, а на предположения о «правильности» выполнения задания, например, необходимости использовать всю предлагаемую шкалу оценок), который актуализируется и благодаря процедуре выполнения таких методик. В связи с этим был предпринят поиск альтернативных способов изучения ценностной сферы, которые давали бы возможность минимизировать инструментальные эффекты. В качестве исходных были взяты классические работы по патопсихологии, базирующиеся на опыте применения основополагающей диагностической методики «Классификация предметов» [5]. Эта методика представляется неким универсальным алгоритмом изучения того, как человек мыслит о самых разных вещах, и если использовать иной (непредметный) материал для классификации, можно ставить задачи глубокого изучения личности пациентов. Это достигается благодаря использованию различных ценностей в качестве основного материала исследования.В методике, которая была названа «Классификация ценностей», используется набор из 22 ценностей. В него включены категории: безопасность, богатство, вера, власть, доверие, дружба, здоровье, истина, красота, любовь, правда, признание, развитие, реальность, свобода, семья, справедливость, творчество, удовольствие, ум, уникальность, успех. Каждое понятие напечатано на отдельной карточке. Экспериментатор выкладывает все имеющиеся карточки перед пациентом в неструктурированном виде и дает инструкцию: «Перед вами на карточках представлены понятия, которые людьми часто называются ценностями. Ваша задача – разложить их по группам, объединяя ценности, которые подходят друг к другу». Таким образом задается ситуация неопределенности, которая усиливается дополнительными указаниями экспериментатора об отсутствии правильных и неправильных решений, что связано с раскрытием индивидуальной ценностной системы. Это дает возможность испытуемым свободно и спонтанно оперировать предложенным материалом, опираясь на субъективные представления, что в итоге приводит к построению уникальной ценностной структуры. После завершения группирования ценностей, экспериментатор просит дать такое название каждой из полученных групп, которое бы отражало обобщающий и объединяющий принцип. Содержание групп, их названия и особенности выполнения задания фиксируются в протоколе. Кроме того, экспериментатор имеет возможность задать дополнительные вопросы, связанные с близкими/неблизкими ценностями самому пациенту, его представлениями о ценностях современного общества, о полноте предлагаемого ценностного перечня и др. Вся эта процедура позволяет реализовываться мотивации, которая основывается на глубокой потребности человека сообщить другому человеку о своей системе ценностей [7]. Такая потребность у пациентов с диагнозом шизофрения (а именно они составили основную клиническую группу при апробации методики) выражена особенно. Это люди с уникальным опытом восприятия реальности и они буквально жаждут им поделиться. Привлечение ценностного материала, которое теоретически опирается на современный философский персоналистический аксиологический дискурс (основанный на необходимости изучения ценностей не просто как значимостей-самих-по-себе, а как значимостей-для-кого-то [6]) дает для этого прекрасную возможность. Опуская методологические ограничения применения для классификации заранее заданного списка ценностей, остановимся на исследовательских возможностях, которые оно открывает.Во-первых, обнаруживаются устойчивые ценностные образования (структуры), которые испытуемые продуцируют в ситуации максимальной неопределенности в процессе реальной деятельности. Анализ этих структур на индивидуальном и групповом уровне с помощью качественных и статистических методов (таких как кластерный анализ, многомерное шкалирование и др.) позволяет выделять некоторые социо-культуральные ценностные паттерны, а также обнаруживать важные различия в ценностной сфере между условно здоровыми людьми и людьми с психическими расстройствами. Во-вторых, анализ названий групп дает представления об особенностях семантических построений и категоризации сложных абстрактных понятий у людей с психическими расстройствами. В-третьих, сопоставление выполнения классификаций предметов и ценностей позволяет изучать связь между нарушениями мышления по шизофреническому типу и способами категоризации ценностей. В-четвертых, это помогает отвечать на вопрос о влиянии психических расстройств на ценностную систему, которая является ядром личности человека. Таким образом, использование методики «Классификация ценностей» представляется важным и интересным инструментов для изучения личности и мышления (в контексте общей и клинической психологии), позволяющим решать как теоретические задачи моделирования современной личности в условиях психического здоровья и болезни, так и практические задачи индивидуализации процесса реабилитации психиатрических пациентов.
Литература
- Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., 1986.
- Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб., 2004.
- Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении. Мотивация, общение, познание. М., 1991.
- Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992.
- Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. М., 2010.
- Шохин В.К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль. М., 2006.
- Ялом И. Групповая психотерапия: теория и практика. М., 2007.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2134
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 60
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2