Методические и организационные аспекты подготовки медицинского психолога в Государственном экспертном учреждении

42

Общая информация

Ключевые слова: С.Я.Рубинштейн, медицинский психолог

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Морозова М.В., Савина О.Ф. Методические и организационные аспекты подготовки медицинского психолога в Государственном экспертном учреждении // Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения (к 100-летию С.Я.Рубинштейн).

Фрагмент статьи

Значительное увеличение числа комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз, возрастающая с каждым годом сложность назначаемых судебно-следственными органами экспертных исследований, адресуемых специалистам с познаниями в сфере клинической психологии, в частности патопсихологии, расширение спектра экспертных заданий предъявляет повышенные требования к подготовке медицинских психологов, работающих в штате Государственных экспертных учреждений.

Полный текст

Значительное увеличение числа комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз, возрастающая с каждым годом сложность назначаемых судебно-следственными органами экспертных исследований, адресуемых специалистам с познаниями в сфере клинической психологии, в частности патопсихологии, расширение спектра экспертных заданий предъявляет повышенные требования к подготовке медицинских психологов, работающих в штате Государственных экспертных учреждений. Молодой специалист, обладающий теоретическими познаниями и практическими навыками (как правило, все же ограниченными) в области клинической психологии, полученными в ходе учебы в вузе, приходя на работу в Государственное экспертное учреждение, фактически не может выступать в качестве самостоятельного эксперта, не пройдя курса тематического усовершенствования по судебной психологии, а также обучения на рабочем месте с постепенным включением в экспертный процесс. Начинающему медицинскому психологу трудно четко соотнести полученные знания в области патопсихологии о закономерностях нарушения психических функций, патопсихологических симптомокомплексах при различных психических расстройствах с конкретным случаем, что порождает проблемы при дифференциальной диагностике и формулировании экспертных выводов. Стать полноценным, грамотным, самостоятельным экспертом без получения профессиональных навыков в условиях реального экспертного процесса практически невозможно. Такое обучение является поэтапным – более сложные навыки формируются на базе уже приобретенных - и должно проходить под руководством наставника, «куратора», в качестве которого выступает опытный специалист, имеющий достаточный стаж диагностической и экспертной работы. На первом этапе наиболее целесообразно самостоятельное изучение архивных материалов при направляющей помощи курирующего лица, что позволяет начинающему специалисту погрузиться в язык специфических терминов, освоить приемы интерпретации результатов патопсихологического диагностического исследования в соответствии с экспертными задачами. Наряду с этим психолог постепенно привлекается к проведению диагностического обследования. Сначала он присутствует на эксперименте куратора, а по возможности и других опытных экспертов. В ходе этого осваиваются основные приемы патопсихологического и экспертного исследования лица, не просто страдающего тем или иным психическим расстройством, но и совершившего правонарушение. Обращается внимание на возможную модификацию инструкций к патопсихологическому стимульному материалу и неспецифическое его применение, особенности коррекции. В дальнейшем молодой специалист под наблюдением куратора самостоятельно проводит экспериментально-психологическое исследование, после которого разбирает с руководителем ход эксперимента, его результаты и допущенные ошибки. Выстраиваются диагностические гипотезы, при необходимости составляется программа дополнительного обследования с введением специально направленных проб в целях решения экспертных задач; оговариваются варианты формулирования симптомокомплексов и написания заключения. В процессе такого обучения формируются навыки находить и удерживать адекватную дистанцию, формы контакта с подэкспертным: психолог не должен быть как «жестким» и оценивающим, так и «идти на поводу» у обследуемого, давать ему манипулировать собой, позволять себе псевдодоверительного тона общения и нарушения этических норм. Авторитет психолога не сводится к авторитарности, на практике эксперт обучается быть «нейтральным», не выражать своего личного отношения, эмоциональных и личностных реакций, в том числе на возможные провоцирующие высказывания со стороны обследуемого. Психолог опытным путем приобретает умение определять специфику мотивации подэкспертных, без чего невозможно проведение полноценной диагностики и адекватной интерпретации результатов патопсихологического исследования. В соответствии с доминирующими установками обследуемого патопсихолог должен гибко строить беседу и эксперимент, организуя их таким образом, чтобы, с одной стороны, мотивация подэкспертного стала более очевидной (вовлекая его в целях расширения диапазона поведенческих и эмоциональных реакций в обсуждение как эмоционально насыщенных проблем, так и относительно нейтральных тем), с другой – корригируя или преодолевая ее. Фактически каждый из начинающих психологов сталкивался с тем, что на заранее подготовленные вопросы даются краткие, недостаточно раскрывающие важные проблемы ответы, либо беседа протекает в форме монолога с доминированием подэкспертного. В процессе обучения преодолеваются существующие стереотипы ведения беседы, приобретаются навыки включения ее в эксперимент, когда контакт становится продуктивным, тем более что отдельные патопсихологические методики опосредованно дают аналогичную информацию.Психолог-эксперт должен научиться вести направленную беседу о ситуации правонарушения, в процессе которой выясняются специфика, динамика и выраженность переживаний подэкспертного в периоды до, после и в момент правонарушения с учетом психотравмирующих факторов, их значимости в зависимости от личных приоритетов подэкспертного, системы его ценностей, ведущих мотивов деятельности и социокультуральных традиций. Учитывая затруднения в вербализации особенностей своего состояния и мыслей обследуемым, возможность неосознанной работы защитных механизмов, направленных на сохранение сложившегося образа «Я», психолог стремиться как можно четче прояснить все обстоятельства, уходя от юридических штампов.Начинающий эксперт обучается дифференцированно строить экспериментально-психологическое исследование в каждом конкретном случае, подбирая батарею методик в соответствии с диагностическими и экспертными задачами, а также особенностями когнитивной, эмоционально-волевой и личностной сфер подэкспертного, его актуальным состоянием и установками. В процессе эксперимента важно уметь определять наиболее сохранные и слабые звенья в структуре психической деятельности обследуемого, корректировать изначально сформированную стратегию, расширяя обследование за счет заданий, дающих наиболее ценную и доказательную информацию. Сложными для молодого специалиста при проведении экспертного диагностического исследования являются случаи с маскированной симптоматикой, диссимуляцией и другими видами установок. Трудным для обследования является также контингент несовершеннолетних, что предполагает расширение спектра патопсихологических методик, в том числе и с учетом возрастной специфики; умение вести направленную беседу со сменой стратегий и приемов; ориентацию в вопросах диагностики лиц, формирование психики которых находится в процессе развития, и проблемах дизонтогенеза. Особого умения требует установление контакта с подростком, который без доверия к эксперту не может быть продуктивным, в противном случае сообщаемая информация будет определяться критериями социальной желательности либо реакциями оппозиции и бравадой. В процесс обследования детей в случае необходимости включается игровой компонент, что позволяет наиболее полно выявить индивидуальные особенности ребенка. Навыки написания заключения по результатам патопсихологического эксперимента (также как и формулирования экспертных выводов) относятся к числу наиболее сложных, которыми должен овладеть молодой специалист под руководством куратора. Он обучается адекватно использовать понятия и термины, избегая сложных, наукообразных формулировок; грамотно, последовательно и доступно для судебно-следственных органов излагать диагностически значимые результаты патопсихологического обследования, достигая соответствия заключения современным требованиям полноты, доказательности, научной обоснованности и объективности экспертных исследований. Таким образом, специальная подготовка под руководством куратора с постепенным включением в экспертный процесс является необходимым этапом формирования самостоятельного эксперта – медицинского психолога Государственного экспертного учреждения.

Информация об авторах

Морозова Марина Валентиновна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ «НМИЦ ПН имени В.П. Сербского»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3788-209X, e-mail: ekspertiza21@mail.ru

Савина Ольга Феликсовна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, лаборатория психологии, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7548-5239, e-mail: psyhol1@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1811
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 42
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0