Мотивационно-личностные аспекты развития одаренности в подростковом возрасте

120

Общая информация

Рубрика издания: Подросток в мегаполисе и за его пределами

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Шумакова Н.Б. Мотивационно-личностные аспекты развития одаренности в подростковом возрасте // На пороге взросления.

Фрагмент статьи

Подростковый возраст – период быстрых и драматичны хизменений во всех сферах развития ребенка. Ожидания и требования учителей и родителей возрастают, возможности самостоятельного действия расши­ряются, но при этом еще существенно ограничены, развивается само­сознание и абстрактное мышление, и вопросы идентичности начина­ют занимать главенствующее положение. Этот период, по словам Доны Маттеус, становится особо сложным для тех детей, кого мы относим к академически исключительным или чем-то отличающимся от других, включая подростков, которые опережают своих сверстников в умствен­ном развитии [9]. Для тех, кто чем-то выделяетсясреди других, стоит и «более трудная задача прохождения этого периода» [там же, с. 90]. При этом успех в развитии одаренности и таланта, высокие достижения во взрослой жизни во многом зависят от мотивационно-личностных фак­торов, таких как мотивация саморазвития, настойчивость, способность к преодолению трудностей и длительной напряженной работе. Именно к ним приковано внимание исследователей разных стран в последнее десятилетие. И это неслучайно, так как обширный эмпирический мате­риал, накопленный к настоящему времени, убедительно свидетельству­ет о невозможности объяснить большие различия в траекториях разви­тия одаренных детей и достижениях, к которым они приходят исходя лишь из специфики их даже экстраординарного интеллекта [10]. В раз­витии же мотивационно-личностной сферы одаренного ребенка значе­ние подросткового возраста трудно переоценить.

Литература

  1. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности / Московская психологическая школа: История и современность: В 3 т. / Под ред. В. В. Рубцова. Т. 1. Кн. 2. – М.: ПИ РАО, МГППУ, 2004. – С. 84–91.
  2. Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. – М.: Междуна­родная педагогическая академия, 1994.
  3. Хеллер К. А., Зиглер А. Различия между мальчиками и девочками в успе­ваемости по математике и естественным наукам: может ли переориента­ция улучшить результаты одаренных школьниц? // Иностранная психо­логия. 1999. № 11. – С. 30–40.
  4. Цукерман Г. А. «Ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психо­логии. 1998. № 3. – С. 17–31.
  5. Щебланова Е. И. Проблема гендерных различий в психологии одарен­ности // Теоретическая и экспериментальная психология. 2008. Т. 1. № 1. С. 56–66.
  6. Щебланова Е. И. Психологическая диагностика одаренности школьни­ков: проблемы, методы, результаты исследований и практики. – М.: Изд­во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. – 368 с.
  7. Eccles J. S. Parents and Gender-Role Socialization During the Middle Childhood and Adolescent Years // Gender Issues in Contemporary Society. 1993. – P. 59–82.
  8. Golombok S. , Fivush R. Gender development. Cambridge: Cambridge university press, 1994.
  9. Matthews, D. J. Developmental Transitions in Giftedness and Talents: Childhood into Adolescence// The Development of Giftedness and Talent Across the Life Span / Ed. by F. Horowitz, R. Subotnik, D. Matthews. – American Psychological Association, Washington, 2009. – P. 89–107.
  10. The Development of Giftedness and Talent Across the Life Span / Ed. by F. Horowitz, R. Subotnik, D. Matthews. – American Psychological Association, Washington, 2009. – 252 p.

Информация об авторах

Шумакова Наталья Борисовна, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, Лаборатория психологии одаренности, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ «ПИ РАО»), профессор, кафедра возрастной психологии им.Л.Ф.Обуховой, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2843-6055, e-mail: n_shumakova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1410
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 120
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 3