Мотивационно-личностные аспекты развития одаренности в подростковом возрасте

124

Общая информация

Рубрика издания: Подросток в мегаполисе и за его пределами

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Шумакова Н.Б. Мотивационно-личностные аспекты развития одаренности в подростковом возрасте // На пороге взросления.

Фрагмент статьи

Подростковый возраст – период быстрых и драматичны хизменений во всех сферах развития ребенка. Ожидания и требования учителей и родителей возрастают, возможности самостоятельного действия расши­ряются, но при этом еще существенно ограничены, развивается само­сознание и абстрактное мышление, и вопросы идентичности начина­ют занимать главенствующее положение. Этот период, по словам Доны Маттеус, становится особо сложным для тех детей, кого мы относим к академически исключительным или чем-то отличающимся от других, включая подростков, которые опережают своих сверстников в умствен­ном развитии [9]. Для тех, кто чем-то выделяетсясреди других, стоит и «более трудная задача прохождения этого периода» [там же, с. 90]. При этом успех в развитии одаренности и таланта, высокие достижения во взрослой жизни во многом зависят от мотивационно-личностных фак­торов, таких как мотивация саморазвития, настойчивость, способность к преодолению трудностей и длительной напряженной работе. Именно к ним приковано внимание исследователей разных стран в последнее десятилетие. И это неслучайно, так как обширный эмпирический мате­риал, накопленный к настоящему времени, убедительно свидетельству­ет о невозможности объяснить большие различия в траекториях разви­тия одаренных детей и достижениях, к которым они приходят исходя лишь из специфики их даже экстраординарного интеллекта [10]. В раз­витии же мотивационно-личностной сферы одаренного ребенка значе­ние подросткового возраста трудно переоценить.

Литература

  1. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности / Московская психологическая школа: История и современность: В 3 т. / Под ред. В. В. Рубцова. Т. 1. Кн. 2. – М.: ПИ РАО, МГППУ, 2004. – С. 84–91.
  2. Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. – М.: Междуна­родная педагогическая академия, 1994.
  3. Хеллер К. А., Зиглер А. Различия между мальчиками и девочками в успе­ваемости по математике и естественным наукам: может ли переориента­ция улучшить результаты одаренных школьниц? // Иностранная психо­логия. 1999. № 11. – С. 30–40.
  4. Цукерман Г. А. «Ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психо­логии. 1998. № 3. – С. 17–31.
  5. Щебланова Е. И. Проблема гендерных различий в психологии одарен­ности // Теоретическая и экспериментальная психология. 2008. Т. 1. № 1. С. 56–66.
  6. Щебланова Е. И. Психологическая диагностика одаренности школьни­ков: проблемы, методы, результаты исследований и практики. – М.: Изд­во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. – 368 с.
  7. Eccles J. S. Parents and Gender-Role Socialization During the Middle Childhood and Adolescent Years // Gender Issues in Contemporary Society. 1993. – P. 59–82.
  8. Golombok S. , Fivush R. Gender development. Cambridge: Cambridge university press, 1994.
  9. Matthews, D. J. Developmental Transitions in Giftedness and Talents: Childhood into Adolescence// The Development of Giftedness and Talent Across the Life Span / Ed. by F. Horowitz, R. Subotnik, D. Matthews. – American Psychological Association, Washington, 2009. – P. 89–107.
  10. The Development of Giftedness and Talent Across the Life Span / Ed. by F. Horowitz, R. Subotnik, D. Matthews. – American Psychological Association, Washington, 2009. – 252 p.

Информация об авторах

Шумакова Наталья Борисовна, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, лаборатория психологии одаренности, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (ФГБНУ ФНЦ ПМИ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2843-6055, e-mail: n_shumakova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1420
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 124
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0