Мотивационно-личностные аспекты развития одаренности в подростковом возрасте
Общая информация
Рубрика издания: Подросток в мегаполисе и за его пределами
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Шумакова Н.Б. Мотивационно-личностные аспекты развития одаренности в подростковом возрасте // На пороге взросления.
Фрагмент статьи
Подростковый возраст – период быстрых и драматичны хизменений во всех сферах развития ребенка. Ожидания и требования учителей и родителей возрастают, возможности самостоятельного действия расширяются, но при этом еще существенно ограничены, развивается самосознание и абстрактное мышление, и вопросы идентичности начинают занимать главенствующее положение. Этот период, по словам Доны Маттеус, становится особо сложным для тех детей, кого мы относим к академически исключительным или чем-то отличающимся от других, включая подростков, которые опережают своих сверстников в умственном развитии [9]. Для тех, кто чем-то выделяетсясреди других, стоит и «более трудная задача прохождения этого периода» [там же, с. 90]. При этом успех в развитии одаренности и таланта, высокие достижения во взрослой жизни во многом зависят от мотивационно-личностных факторов, таких как мотивация саморазвития, настойчивость, способность к преодолению трудностей и длительной напряженной работе. Именно к ним приковано внимание исследователей разных стран в последнее десятилетие. И это неслучайно, так как обширный эмпирический материал, накопленный к настоящему времени, убедительно свидетельствует о невозможности объяснить большие различия в траекториях развития одаренных детей и достижениях, к которым они приходят исходя лишь из специфики их даже экстраординарного интеллекта [10]. В развитии же мотивационно-личностной сферы одаренного ребенка значение подросткового возраста трудно переоценить.
Литература
- Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности / Московская психологическая школа: История и современность: В 3 т. / Под ред. В. В. Рубцова. Т. 1. Кн. 2. – М.: ПИ РАО, МГППУ, 2004. – С. 84–91.
- Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.
- Хеллер К. А., Зиглер А. Различия между мальчиками и девочками в успеваемости по математике и естественным наукам: может ли переориентация улучшить результаты одаренных школьниц? // Иностранная психология. 1999. № 11. – С. 30–40.
- Цукерман Г. А. «Ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. 1998. № 3. – С. 17–31.
- Щебланова Е. И. Проблема гендерных различий в психологии одаренности // Теоретическая и экспериментальная психология. 2008. Т. 1. № 1. С. 56–66.
- Щебланова Е. И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. – М.: Издво МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. – 368 с.
- Eccles J. S. Parents and Gender-Role Socialization During the Middle Childhood and Adolescent Years // Gender Issues in Contemporary Society. 1993. – P. 59–82.
- Golombok S. , Fivush R. Gender development. Cambridge: Cambridge university press, 1994.
- Matthews, D. J. Developmental Transitions in Giftedness and Talents: Childhood into Adolescence// The Development of Giftedness and Talent Across the Life Span / Ed. by F. Horowitz, R. Subotnik, D. Matthews. – American Psychological Association, Washington, 2009. – P. 89–107.
- The Development of Giftedness and Talent Across the Life Span / Ed. by F. Horowitz, R. Subotnik, D. Matthews. – American Psychological Association, Washington, 2009. – 252 p.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1430
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 127
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1