Предисловие

23

Общая информация

Тип материала: обзорная статья

Для цитаты: Предисловие // Актуальные проблемы организационной психологии и психологии дорожного движения. С. 6–8.

Фрагмент статьи

Со времени публикации последнего сборника научных трудов преподавателей, аспирантов и студентов кафедры психологии управления в сфере высшего профессионального образования произошли кардинальные изменения, затронувшие как структуру высших учебных заведений, так и содержание образовательного процесса. В стране был осуществлен переход на двухуровневую систему высшего образования (уровень бакалавриата и уровень магистратуры).

Полный текст

Со времени публикации последнего сборника научных трудов преподавателей, аспирантов и студентов кафедры психологии управления в сфере высшего профессионального образования произошли кардинальные изменения, затронувшие как структуру высших учебных заведений, так и содержание образовательного процесса. В стране был осуществлен переход на двухуровневую систему высшего образования (уровень бакалавриата и уровень магистратуры). Это не могло не отразиться и на нашей кафедре как локальном участке системы высшего образования. Перед кафедрой встала задача подготовки и открытия магистерских программ, соответствующих профилю кафедры. Такими программами стали магистерская программа «Организационная психология», содержательно непосредственно связанная с деятельностью кафедры, и магистерская программа «Психология дорожного движения», открытие которой было продиктовано сформировавшейся в современном обществе потребностью в подготовке специалистов по психологии дорожного движения и дорожно-транспортной среды. Программы были открыты в 2015 году и успешно функционируют в настоящее время. Именно указанными обстоятельствами объясняется новое название нашего сборника, объединившего в себе результаты исследований как в сфере организационной психологии, так и в области психологии дорожного движения и дорожно-транспортной среды. Отметим, что в сборнике представлены работы выпускников магистерских программ, активно работающих по выбранным направлениям, и магистрантов, которые проходят в данный момент обучение в магистерских программах.

Сборник состоит из трех разделов, каждый из которых посвящен определенной проблематике.

В первом разделе «Организационная психология: опыт эмпирических исследований» представлены результаты исследовательской деятельности преподавателей и магистрантов кафедры по самым различным проблемам организационной психологии: отбор и обучение кадрового резерва в организации в зависимости от фактора самовыдвижения или назначения (А.Ю. Бухарина); организационные патологии в государственных организациях (О.С. Головина); зависть как психологический феномен и ее проявления в организационном поведении (Т.В. Кочетова); манипулятивное поведение сотрудников в коммерческой организации (Ю.С. Панькина). Кроме того, в этом разделе рассматриваются вопросы организационной культуры и удовлетворенности трудом сотрудников (Н.Л. Рудакова), а также анализируются современные подходы к исследованию феномена вовлеченности работников организации (А.А. Соловьева). Также излагаются результаты изучения особенностей профессионального выгорания у психологов-консультантов различных психологических практик (Д.Ш. Калякина, А.В. Погодина).

Во втором разделе «Проблемы организационной психологии в сфере образования» собраны статьи, посвященные исследованию организационно-психологических проблем образовательных организаций и участников образовательного процесса (учеников, студентов, учителей). Так, в этом разделе представлены результаты изучения представлений студентов о реальных и идеальных качествах руководителя (Г.С. Кожухарь, О.Г. Быкова), а также изучения социально-психологических установок студентов с различным отношением к поступлению в магистратуру (Н.И. Папка). Внимание исследователей привлекают проблемы управления академическим стрессом (Д.О. Марков), социально-психологических характеристик учащихся классов различных типов (П.Д. Полякова), а также возможности изучения когнитивных стилей педагогов в контексте эмоционального выгорания (П.В. Гришель).

Третий раздел «Актуальные проблемы психологии дорожного движения» демонстрирует многообразие исследовательских интересов специалистов в области психологии дорожного движения. Особое внимание уделяется проблемам, связанным с так называемым «опасным вождением» (А.А. Бурцев, Е.И. Зайцева, М.С. Поликарпова). Интересными представляются результаты исследований психических познавательных процессов водителей (А.М. Агапов), профессиональной пригодности водителей (Т.В. Кочетова, М.А. Плотникова), взаимодействия водителя и среды автомобиля (Ефремов С.Б.), обучения водителей в автошколах (С.В. Ершов), переживания водителями посттравматического стрессового расстройства (Е.А. Кудряшова, Е.Ю. Литвинова). Также рассматриваются результаты изучения социальных представлений пешеходов разных возрастных групп о современном водителе мегаполиса (М.А. Вишняков, Н.А. Вишнякова) и результаты исследования страхов кандидатов в водители, связанных с вождением автомобиля (Васильев С.Ю.).

Сборник представляет собой совместный труд магистранта с преподавателем, аспиранта с научным руководителем и отражает многообразную деятельность кафедры в сфере организационной психологии и психологии дорожного движения.

Метрики

Просмотров

Всего: 311
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 23
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0