В настоящий сборник вошли статьи, посвященные содержательным вопросам и формам проведения культурно-просветительской, педагогической и коррекционной работы с родителями детей дошкольного возраста и родителями школьников. Авторы статей – научные работники, преподаватели вузов, педагоги и сотрудники дошкольных образовательных организаций из Москвы, Екатеринбурга, Новгорода, Тулы, Королёва, и Чебоксар. Практически все они являются членами Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России». Федерация психологов образования России ведет большую работу среди сотрудников системы образования, направленную на получение своевременной и актуальной информации об изменении стандартов, о проводимых конференциях и съездах, способствует обмену опытом между коллегами из разных регионов.
По общему мнению, работа с родителями становится всё более значимой для успешного обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста и школьников. Такая деятельность традиционно проводилась педагогами в виде родительских собраний, организации совместного досуга и пр. Эта деятельность воспринималась как педагогами, так и родителями как необязательная дополнительная нагрузка, а формальные подходы не вызывали энтузиазма для активного в ней участия. Социальная ситуация в нашей стране в сфере детства и родительства быстро изменяется, при этом на систему образования возложены новые функции привлечения родителей в качестве субъектов образовательного процесса. Поэтому в настоящее время работа с родителями требует принципиально других подходов. Она должна быть направлена на развитие психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся, повышение их заинтересованности в регулярном сотрудничестве с педагогами и психологами.
В первом разделе нашего сборника представлены статьи, описывающие аспекты психолого-педагогической компетентности родителей. Так, несколько работ посвящены родительским компетентностям во взаимодействии с детьми раннего возраста и младших дошкольников. Наши авторы рассказывают о своём опыте развития игровой компетентности родителей, представляют родителям связи между речью и движением в физическом развитии дошкольников. Исследователи из Екатеринбурга описывают результаты работы с родителями по оценке речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста и влиянию семейного взаимодействия на развитие детей, имеющих риски атипичного развития. В этом разделе есть материалы, посвященные способам эмоционального воздействия родителей на нравственное развитие дошкольника и защите детей и подростков от негативного вли- яния информационной среды. И.Б. Умняшова в своей статье осветила этические аспекты и те правовые документы, которые регулируют деятельность педагогических работников по развитию психолого-педагогических компетенций родителей обучающихся.
Второй раздел сборника представляет направления работы образовательной организации с родителями обучающихся. Большое внимание уделено вопросам ведения здорового образа жизни, общению с природой, развитию совместного творчества детей и взрослых в художественных студиях. Несколько статей посвящены консультированию детей, имеющих различные виды ограниченных возможностей здоровья (ОВЗ). В статьях представлены программы, модели психосоциальной помощи, этапы и этические вопросы консультирования родителей, имеющих детей с ОВЗ. В данном разделе сборника читатели найдут программы тренинговых занятий и описание эффективных упражнений, которые наши авторы разработали и апробировали на практике. Интересным является опыт проведения совместных занятий с детьми и их родителями, направленных на укрепление взаимопонимания между членами семьи. Сценарии занятий могут с успехом использоваться коллегами из разных городов России, так как они отвечают всем необходимым требованиям с точки зрения содержания, эстетики семейных взаимоотношений, этики и психологической безопасности участников тренинга.
В третьем разделе сборника представлены статьи, в которых авторы обосновывают рекомендации научной и научно-популярной литературы для родителей. Несомненно, что важнейшей составляющей психолого-педагогической компетентности родителей является знание возрастных особенностей детей. Для психолого-педагогического просвещения родителей по данному вопросу А.А. Кузнецова рекомендует учебные пособия по возрастной психологии Б.С. Волкова и Н.В. Волковой. Следующий вопрос просветительской работы с родителями – конфликтологическая компетентность, т.е. умение распознавать и анализировать конфликты, возникающие между всеми субъектами образовательного процесса, вырабатывать конструктивные способы поведения в конфликте и стремление к сотрудничеству. В статье Г.В. Новиковой рекомендована литература для родителей по данному вопросу. К теме подростковых суицидов обращается О.В. Вихристюк. В её статье есть информация о том, что необходимо знать родителям по этой важной и сложной тематике. Несомненно, что психологическая литература является важнейшим ресурсом повышения психологической грамотности родителей обучающихся. Те источники, которые показали свою эффективность в практике психологического консультирования и просветительской работы с родителями, рекомендованы И.Б. Умняшовой.
Редакторы настоящего издания уверены в том, что содержание статей вызовет интерес не только у исследователей, которые постоянно следят за научными публикациями. Многие материалы будут полезны преподавателям психолого-педагогических дисциплин, школьным и практическим психологам образования, учителям общеобразовательных школ, руководителям системы образования различных уровней и всем, кому интересны вопросы семейного воспитания и организации взаимодействия образовательных организаций с родителями.
Г.В. Новикова,
кандидат психологических наук,
доцент факультета педагогического образования
МГУ имени М.В. Ломоносова