В сборнике представлены материалы, разработанные в МГППУ и документы Минобрнауки РФ. Статьи посвящены актуальным проблемам психологии образования. Издание адресовано психологам, педагогам, специалистам службы практической психологии образования, руководителям образовательных учреждений.
Сборник посвящен вопросам психолого-педагогического обеспечения Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»», основные направления которого отрабатывались в рамках Года учителя совместно Московским городским психолого-педагогическим университетом и Общероссийской общественной организацией «Федерация психологов образования России».
Современная школа – основной институт обучения и воспитания человека. Новая школа должна делать это так, чтобы, с одной стороны, в опоре на систему образования сберечь человеческие ресурсы, с другой – сформировать и развить инновационные возможности и способности будущего гражданина нашего общества. При таком подходе ожидаемый образ новой школы можно определить через совокупность следующих характеристик.
Новая школа – это:
-
Школа для всех.
-
Школа успешной социализации личности.
-
Школа развития личностной, социальной и профессиональной компетентности.
-
Школа, формирующая способность личности к познанию, творчеству, труду.
-
Школа, способствующая поддержке развития различных контингентов детей.
-
Школа интеграции (инклюзии) детей с инвалидностью и ОВЗ в образовании и обществе.
-
Школа развития одаренности.
-
Школа здорового и безопасного образа жизни.
-
Школа предупреждения и профилактики социальных рисков.
Стратегическим ресурсом инициативы «Наша новая школа» в современных условиях являются государственные образовательные стандарты– стандарт общего (прежде всего начального) образования и стандарты педагогического образования. В настоящее время эти стандарты утверждены и приняты к исполнению. Именно они по своим теоретико-методологическим основам и социо-культурной направленности должны обеспечить воплощение в жизнь национальной инициативы.
С учетом этого, создавая Новую школу, необходимо:
Во-первых, существенно усовершенствовать существующую систему повышения квалификации педагогов, которая предполагает возможность и необходимость пройти определенный модуль или программу повышения квалификации не только по предмету, его профессиональной деятельности (физика, математика, музыка и др.), но и по психолого-педагогическому маршруту с указанием периодичности такого повышения квалификации и его увязыванием с программой аттестациии подтверждением квалификации.
Во-вторых, осуществить переход подготовки педагогических кадров в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ВПО (третьего поколения). В нашем случае – по направлению «Психолого-педагогическое образование».
В сборнике представлены материалы, в определенной степени, отвечающие на вопрос, как конкретно можно работать с различными категориями детей (одаренные, с ОВЗ, девиантные) и как готовить педагогические кадры для такой работы.
Президент ФПО России Ректор МГППУ