Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

О Сборнике

В сборнике представлены материалы, разработанные в МГППУ и документы Минобрнауки РФ. Статьи посвящены актуальным проблемам психологии образования. Издание адресовано психологам, педагогам, специалистам службы практической психологии образования, руководителям образовательных учреждений.


Сборник посвящен вопросам психолого-педагогического обеспече­ния Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»», основные направления которого отрабатывались в рамках Года учителя совместно Московским городским психолого-педагогическим универ­ситетом и Общероссийской общественной организацией «Федерация психологов образования России».

Современная школа – основной институт обучения и воспитания человека. Новая школа должна делать это так, чтобы, с одной стороны, в опоре на систему образования сберечь человеческие ресурсы, с дру­гой – сформировать и развить инновационные возможности и способно­сти будущего гражданина нашего общества. При таком подходе ожида­емый образ новой школы можно определить через совокупность следу­ющих характеристик.

Новая школа – это:

  • Школа для всех.
  • Школа успешной социализации личности.
  • Школа развития личностной, социальной и профессиональной компетентности.
  • Школа, формирующая способность личности к познанию, творчеству, труду.
  • Школа, способствующая поддержке развития различных кон­тингентов детей.
  • Школа интеграции (инклюзии) детей с инвалидностью и ОВЗ в образовании и обществе.
  • Школа развития одаренности.
  • Школа здорового и безопасного образа жизни.
  • Школа предупреждения и профилактики социальных рисков.

Стратегическим ресурсом инициативы «Наша новая школа» в со­временных условиях являются государственные образовательные стан­дарты– стандарт общего (прежде всего начального) образования и стан­дарты педагогического образования. В настоящее время эти стандарты утверждены и приняты к исполнению. Именно они по своим теоретико-­методологическим основам и социо-культурной направленности долж­ны обеспечить воплощение в жизнь национальной инициативы.

С учетом этого, создавая Новую школу, необходимо:

Во-первых, существенно усовершенствовать существующую си­стему повышения квалификации педагогов, которая предполагает воз­можность и необходимость пройти определенный модуль или про­грамму повышения квалификации не только по предмету, его профес­сиональной деятельности (физика, математика, музыка и др.), но и по психолого-педагогическому маршруту с указанием периодичности та­кого повышения квалификации и его увязыванием с программой атте­стациии подтверждением квалификации.

Во-вторых, осуществить переход подготовки педагогических ка­дров в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ВПО (третьего поколения). В нашем случае – по направле­нию «Психолого-педагогическое образование».

В сборнике представлены материалы, в определенной степени, от­вечающие на вопрос, как конкретно можно работать с различными категориями детей (одаренные, с ОВЗ, девиантные) и как готовить педагоги­ческие кадры для такой работы.

Президент ФПО России Ректор МГППУ