Феноменология образа тела детей с физическими дефектами

281

Аннотация

Статья посвящена изучению образа тела детей с физическими дефектами. В качестве методологической основы исследования выступает концепция структуры самосознания В.С. Мухиной.

Общая информация

Рубрика издания: Образ тела как категория психологического исследования

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Поставнёва И.В. Феноменология образа тела детей с физическими дефектами // Психология телесности: теоретические и практические исследования.

Фрагмент статьи

В отечественных и зарубежных исследованиях, направленных на изучение особенностей развития личности детей с физическими дефектами, наряду с тяжестью дефекта особая роль отводится комплексу психогенных факторов: психической депривации (сенсорная, социальная, эмоциональная) и неблагоприятной микросредовой обстановке с постоянной психогенной травматизацией ребенка в связи с его физической неполноценностью. Однако при анализе своеобразия личностного развития данной категории детей недостаточно уделяется внимания проблеме осознания этими детьми своих состояний и своего «Я», следовательно, факторам, определяющим формирование собственной внутренней позиции по отношению к дефекту. Вместе с тем активная внутренняя позиция этих детей по отношению к собственной физической неполноценности, на наш взгляд, тесно связана с формированием у них адекватного эмоционально положительного отношения к телу, которое в значительной мере зависит от аффективной восприимчивости детей с физическими дефектами к «неприятностям2, связанным с телесными недостатками.

Полный текст

В отечественных и зарубежных исследованиях, направленных на изучение особенностей развития личности детей с физическими дефектами, наряду с тяжестью дефекта особая роль отводится комплексу психогенных факторов: психической депривации (сенсорная, социальная, эмоциональная) и неблагоприятной микросредовой обстановке с постоянной психогенной травматизацией ребенка в связи с его физической неполноценностью. Однако  при анализе своеобразия личностного развития данной категории детей недостаточно уделяется внимания проблеме осознания этими детьми своих состояний и своего «Я», следовательно, факторам, определяющим формирование собственной внутренней позиции по отношению к дефекту. Вместе с тем активная внутренняя позиция этих детей по отношению к собственной физической неполноценности, на наш взгляд, тесно связана с формированием у них адекватного эмоционально положительного отношения к телу, которое в значительной мере зависит от аффективной восприимчивости детей с физическими дефектами к «неприятностям2, связанным с телесными недостатками.

Исследователи, занимающиеся изучением самосознания личности, придерживаются мнения о том, что самосознание представляет собой сложное психическое образование, состоящее из ряда структурных компонентов. При этом многие как зарубежные, так и отечественные авторы выделяют в структуре самосознания такой компонент как образ тела.

Проблема развития образа тела у детей с физическими дефектами имеет особый научно-практический интерес в условиях отечественного инклюзивного образования для поиска эффективных путей оказания психолого-педагогической помощи данной категории детей в их личностном развитии. Образ тела рассматривается нами как сложное психологическое образование, включающее в себя индивидуальный опыт ощущения, восприятия и переживания тела; представления о своих внешних данных и физических качествах; установки на восприятие собственного тела; эмоционально-ценностное отношение к своему телу [1].

Выделенные смысловые единицы отражают различные аспекты психики человека, тесно связанные с его телесностью, и раскрывают содержание понятия «образ тела». Так на основе ощущений, восприятия и переживания своего тела у ребенка накапливается телесный опыт и формируется схема тела. Схема тела является фундаментальным уровнем телесного переживания, которое заключается в восприятии тела как объекта в пространстве. Схема тела обеспечивает представление о локализации стимулов на поверхности тела, об ориентации тела  в  пространстве.             В развитии схемы тела важную роль играет физический контакт ребенка с близкими и двигательная активность по освоению социального и предметного мира. Выступая в качестве необходимого условия развития схемы тела, физический контакт с матерью и другими близкими является также основой формирования положительного телесного опыта и способности адекватно использовать физический контакт в общении.

Представления о внешних данных и физических качествах включают в себя знания о своем телосложении, размерах тела, эстетической ценности тела,  развитии физических качеств, физических различиях полов, изменениях своего тела во времени (прошлом, настоящем, будущем).

Установки на восприятие своего тела формируются на основе существующей в обществе культуры отношения к телу человека и усваиваются ребенком через присвоение оценок и мнений окружающих его людей.

Эмоционально-ценностное отношение выражается в положительном или отрицательном отношении ребенка к своему телу или его частям и является индикатором благополучия развития образа тела и личности ребенка в целом.

Цель настоящего исследования – выявить специфику развития образа тела у шестилетних детей, имеющих физические дефекты. Обосновывается положение о том, что в результате органических поражений, недостаточности положительного двигательного опыта и физического контакта с близкими у шестилетних детей с физическими дефектами происходят негативные изменения в развитии образа тела.

Методологической основой проведенного исследования является концепция структуры самосознания В.С. Мухиной [2] и представления отечественных ученых на образ тела как сложное комплексное единство восприятий, установок, оценок, представлений, связанных с телесной внешностью [3, 4, 5, 6].

Согласно В.С. Мухиной, образ тела определяет развитие самосознания. Являясь генетически ранним звеном в числе других звеньев, образ тела входит в структуру самосознания, где совместно с именем собственным образует ее первичный кристалл, который в значительной мере определяет дальнейшее развитие всей структуры самосознания. В процессе своего развития образ тела органически включается во все звенья структуры самосознания: притязание на признание, половая идентификация, психологическое время личности (индивидуальное прошлое, настоящее, будущее), социальное пространство личности, реализуемое через права и обязанности.

Дополнительные возможности в интерпретации понятия «образ тела», в раскрытии его психологического содержания дает анализ процесса формирования данного образования через призму механизмов идентификации и обособления, которые в концепции В.С. Мухиной представлены как универсальные психологические механизмы формирования самосознания личности [7].

В ходе исследования были использованы следующие методы: диагностическая беседа изучения образа тела и модельный метод изучения образа тела у детей [8]; проективный рисуночный метод изучения образа тела у детей [9]; метод локализации пальцев рук [10].

В исследовании приняли участие здоровые шестилетние дети и дети с физическими дефектами разной степени тяжести. Дети, имеющие физические дефекты были распределены в две группы. В состав первой вошли дети с физическими дефектами легкой степени тяжести (плоскостопие, искривление грудной клетки и др.), в состав второй – дети с физическими дефектами средней и тяжелой степени тяжести (приобретенная О-образная деформация голени, синдактилия, детский церебральный паралич (ДЦП) легкой и средней тяжести при сохранном интеллекте и др.).

Анализ результатов исследования позволил выявить некоторые различия в развитии образа тела испытуемых.

Установлено, что образ тела детей первой группы в целом не отличается от образа тела здоровых детей. Как правило, эти дети не имеют реальных представлений о «неприятностях», связанных с их физическим дефектом, поскольку щадящий режим образовательного учреждения (детского сада и центра дополнительного образования) и воспитание в семье позволяет им не замечать необычности своего физического состояния.

Некоторые различия в формировании образа тела обнаружены у детей второй группы. Обратимся к описанию результатов, полученных в данной группе обследуемых. Их показатели, характеризующие образ тела, существенно отличаются от аналогичных показателей здоровых детей и детей первой группы. Так показатели, оценивающие умение правильно осуществлять локализацию пальцев рук, достоверно ниже, чем у их здоровых сверстников (р < 0,01). При этом для детей с физическими дефектами тяжелой степени (ДЦП) характерна так называемая пальцевая агнозия (наибольшие трудности эти дети испытывают при дифференциации указательного, среднего и безымянного пальцев рук). В большинстве случаев эти дети имеют деформированные представления о размерах и форме дефектных частей тела, испытывают значительные трудности при идентификации позы человека в ситуации, когда видны лишь голова, кисти рук и стопы ног. Практически половина обследуемых неправильно оценивает расположение частей тела в пространстве. При выполнении заданий у этих детей отчетливо проявился недостаток двигательного опыта.

Все испытуемые второй группы в отличие от здоровых детей отчетливее “ощущают” свое тело и особенно его пораженные части. Их телесные переживания в большинстве случаев отражают глубинную зависимость от других людей. Значительное число испытуемых имеет негативный телесный опыт, который в их самосознании связан с использованием дефектных частей своего тела и с неудачным физическим контактом с близкими. Значительная часть детей не имеет навыка использования физического контакта как средства коммуникации, они испытывают особую потребность в эмоциональной поддержке со стороны близких в форме телесного контакта. В тоже время в общении со взрослыми эти дети настороженно относятся к физическому контакту. Как правило, демонстрируют чрезмерную “прилипчивость” или избегают физического контакта. Так в рамках формальных отношений (тестирование, массаж) дети с физическими дефектами, согласившиеся на телесный контакт, были напряжены и вздрагивали от прикосновений.

У большинства обследованных детей в основном сформированы представления об основных параметрах тела человека. Однако сравнение этими детьми своего телосложения с пропорциями сверстников характеризуется неточностью и исчерпывается только констатацией основных размеров тела. При определении собственного роста все дети неправильно оценивали свой рост в сторону его занижения и в тоже время идентифицировались с детьми, имеющими высокий рост, значительно превышающий их собственный рост. Представленная в самосознании этих детей модель тела характеризуется неточностью и слабой осознанностью. Для них представляет большую сложность обнаружить в предлагаемых экспериментальных заданиях менее заметные ошибки, тогда как с заметными ошибками они справляются так же хорошо, как и здоровые дети. 

Обследуемые, как и здоровые дети, имеют определенные представления о признаках, определяющих различия полов. Однако называют значительно меньшее число признаков, как правило, рост или физическую силу, и часто приводят несущественные признаки (волосы, одежду).

Значительно хуже они представляют изменения, происходящие с их телом во времени. Так, эти дети не могут описать свое тело в прошлом, либо указывают только размеры тела. В ряде случаев прошлое практически не представлено в самосознании, а компенсируется фантазиями. Значительно лучше в самосознании этих детей представлено тело в настоящем. Однако эти представления отличаются однообразием и описываются ограниченным числом признаков. Испытуемые, как и их здоровые сверстники, хотят, чтобы их тело изменилось, и с нетерпением ожидают изменений, утешая себя надеждой, что в будущем они будут иметь здоровое тело.

У обследуемых имеются определенные представления об основных функциях отдельных частей тела и тела в целом. В тоже время в большинстве случаев они не называют основных функций дефектной части тела. При определении своих моторных способностей и физических качеств все обследованные дети дают неточные оценки: занижают свои физические возможности, либо чрезмерно их завышают.

Восприятие детьми с физическими дефектами своего тела и его частей опосредуется специфическим отношением окружающих к дефекту, который имеет ребенок. Результатом таких оценок и опыта использования дефектных частей тела является формирование у ребенка установок на восприятие своего тела и отношение к нему. У значительного числа детей второй группы выявлена установка на восприятие своего тела как слабого, беспомощного. В тоже время все дети второй группы, как и их здоровые сверстники, имеют установку на оценку своего тела как соответствующего половой идентификации мальчика или девочки.

Заинтересованное  отношение к своему телу у детей второй группы связано преимущественно с негативным телесным опытом, который и определяет эмоциональный тон отношения к телу и его частям. Следует отметить, что при эмоционально положительном отношении ко всему телу большинство детей отрицательно относятся к дефектной части тела. Так, например, положительно оценивая свою внешность, дети с физическими дефектами средней степени тяжести неохотно обсуждают особенности дефектной части тела, а дети с тяжелыми физическими дефектами отказываются от ее обсуждения. Вместе с отсутствием содержательных представлений о своем теле в прошлом значительная часть этих детей считает, что в прошлом их тело было здоровее и красивее, чем в настоящем. Такие дети, как правило, ориентированы на прошлое. Другая часть детей с большей теплотой дает характеристику своему телу в будущем и считает, что в будущем их тело изменится и станет здоровым. Однако связывают такие изменения не с ростом и развитием своего тела, а со сменой его на другое – здоровое.

Таким образом, в результате органических поражений, недостаточности положительного двигательного опыта и физического контакта с близкими у шестилетних детей, имеющих физические дефекты средней и тяжелой степени тяжести, происходят негативные изменения в формировании образа тела. Воспитываясь даже в полной семье, ребенок с физическими дефектами сталкивается с трудностями формирования адекватного положительного образа тела. К числу таких трудностей следует отнести депривацию потребности в эмоциональном тепле и физическом контакте, ограничения на деятельность, нестандартные реакции окружающих.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:

1.Образ тела шестилетних детей, имеющих физические дефекты легкой степени тяжести, формируется через положительный телесный опыт, адекватные представления о своем теле, позитивные установки на восприятие своего тела, положительное эмоционально-ценностное отношение к отдельным частям тела и телу в целом.

2. Образ тела шестилетних детей, имеющих физические дефекты средней и тяжелой степени тяжести, на феноменологическом уровне характеризуется пальцевой агнозией и нарушениями пространственной ориентации, несформированностью представлений о пластических свойствах тела человека, деформированностью представлений о размерах и форме частей тела и, прежде всего, дефектных, неадекватностью оценки своих физических возможностей, несформированностью представлений о функциях дефектной части тела и возможности ее компенсации, заниженными притязаниями на признание в сфере общения и избеганием этими детьми контактов, предполагающих актуализацию переживаний, связанных с их телесными особенностями; на уровне психологических составляющих низким уровнем сформированности схемы тела, негативным телесным опытом, установкой на восприятие своего тела как слабого, немощного, эмоционально-положительным отношением ко всему телу и отрицательным к дефектной части тела.

Литература

  1. Поставнёва, И.В. Особенности образа тела у детей с физическими дефектами (на материале работы с детьми 6 лет): Автореф. дис. ... канд. психол. наук / И.В. Поставнёва. – М., 1996.
  2. Мухина, В.С. Феноменология развития бытия личности: Избр. психол. тр/ В.С. Мухина. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1999. – 640с.
  3. Бодалёв, А.А. Восприятие человека человеком/ А.А. Бодалев. – Л.: Издательство ЛГУ, 1965. – 123с.
  4. Дорожевец, А.Н. Искажение образа физического Я у больных ожирением и нервной анорексией/ А.Н. Дорожевец: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. – М., 1986.
  5. Куницына, В.Н. К вопросу о формировании образа тела у подростка/ В.Н. Куницына // Вопросы психологии. – 1968, № 1. – С. 90 – 99.
  6. Соколова, Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности/ Е.Т. Соколова. – М.: Издательство МГУ, 1989. – С. 46 – 62.
  7. Мухина, В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты)/ В.С. Мухина. – Екатеринбург: ИнтелФлай, 2007. – 1072с.
  8. Поставнёв, В.М. Коррекция самосознания личности ребенка на этапе раннего онтогенеза: Автореф. дис. ... канд. психол. наук /В.М. Поставнёв – М., 1994.
  9. Поставнёва, И.В. Особенности образа тела у детей с физическими дефектами (на материале работы с детьми 6 лет): Автореф. дис. ... канд. психол. наук / И.В. Поставнёва. – М., 1996.
  10. Benton, A.L. Revild Visual Retention Test: Manual / A.L. Benton.  – N.Y., 1974.

Информация об авторах

Поставнёва Ирина Васильевна, кандидат психологических наук, доцент общеинститутской кафедры психологии образования Института педагогики и психологии образования, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия, e-mail: postavnevaiv@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3688
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 281
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2