Я-образ пациентов
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Образ тела как категория психологического исследования
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Вирясова Е.И. Я-образ пациентов // Психология телесности: теоретические и практические исследования.
Фрагмент статьи
Я-образ включает в себя и физический, и эмоциональный, и социальный, и умственный компоненты как аспекты любой модальности Я-концепции (Р.Бернс). Остановимся на телесном и социальном аспектах, который включает и ценностный компонент образа Я. В исследованиях, представленных ниже, была осуществлена попытка неайти ответы на вопросы, касаемые личности больного: «Кто Я? Какой Я? И чего я хочу?». Любопытно, что получились достаточно характерные и выразительные образы Я связанные с внутренней картиной болезни у пациентов.
Образ пациентов с гипертонией и ревматоидным полиартритом. В исследовании принимали участие пациенты дневного стационара МУЗ Городской клинической больницы № 4 – 30 пациентов с гипертонией, 30 человек с ревматоидным полиартритом (совместно с Ерютиной А.Г. (2009)).
Полный текст
Я-образ включает в себя и физический, и эмоциональный, и социальный, и умственный компоненты как аспекты любой модальности Я-концепции (Р.Бернс). Остановимся на телесном и социальном аспектах, который включает и ценностный компонент образа Я. В исследованиях, представленных ниже, была осуществлена попытка неайти ответы на вопросы, касаемые личности больного: «Кто Я? Какой Я? И чего я хочу?». Любопытно, что получились достаточно характерные и выразительные образы Я связанные с внутренней картиной болезни у пациентов.
Образ пациентов с гипертонией и ревматоидным полиартритом. В исследовании принимали участие пациенты дневного стационара МУЗ Городской клинической больницы № 4 – 30 пациентов с гипертонией, 30 человек с ревматоидным полиартритом (совместно с Ерютиной А.Г. (2009)).
Анализ результатов проективной методики «Автопортрет» показал также наличие некоторых особенностей для данных групп пациентов.
В группе пациентов с гипертонией было обнаружено:
- отсутствие основных деталей тела (95%);
- изображение себя в виде статичных, жестких фигур (17%);
- наличие сильной штриховки (83%);
- ригидные жесткие границы (66%);
- изображение растопыренных рук, широких рукавов как признаков агрессивности (83%);
- изображение двух объектов как «Я и Другой» (23%).
В другой группе пациентов наиболее проявлены:
- редуцированный образ «Я» (нереальный, образе предметов, вещей) (90%),
- стремление двигаться, проявляющееся в рисунках как широта амплитуды движения (100%)
- несоответствие возрасту (50%),
- отсутствие штриховки и отсутствие четкого контура (83%),
- наличие улыбки или радостно-позитивного настроения в рисунке (76%).
Таким образом, наиболее выраженными оказались различия в таких параметрах физического образа Я как: границы тела, его подвижность и эмоциональность и соотвествие возрасту.
Еще одним важным аспектом исследования стал ценностный компонент Я-образа. Мини-сочинение, направленное на изучение личностного смысла (В.Франкл, Дж. Ройс), позволило выявить у всех испытуемых следующие характеристики:
- пессимистический настрой – 100% (60 чел.);
- ориентация в прошлое - 82% (49 чел.);
- неудовлетворенность жизнью – 100% (60 чел.);
- непонимание современных тенденций – 94% (54 чел.);
- тревожность – 100% (60 чел.)
Для гипертоников обнаружены следующие особенности:
- ситуация хронического напряженного ожидания с типичными высказываниями «Я должен быть готов ко всему» (70%, φ=1,985, р £0,05);
- повышенное чувство личной ответственности («Я за все отвечаю») (50%, φ=1,571, р £0,05);
- длительное состояние страха (100%, φ=2,41, р £0,01);
- нехватка времени (84%, φ=1,67 при р £0,05);
- позиция «мир враждебен и чужд» (94%, φ=2,13, р £0,02);
Больные ревматоидным полиартритом показали:
- претензии родителям (80%, φ=1,85, р £0,05).
- стремление двигаться (92%, φ=1,99, р £0,04);
- терпимость и невзыскательность (90%, φ=2,3, р £0,01);
- философское восприятие кмира (87%, φ=1,9, р £0,04).
В ответах на вопрос «Как прожить жизнь, чтобы удовлетворить свои потребности и ценности?» больные гипертонией обнаружили следующие тенденции:
- необходимость контролировать и скрывать свои чувства (94%, φ=1,9, р £0,04);
- не потерять расположение своих близких бороться за свои права, «быть ломовой лошадью» (работать за других) (94%, φ=1,9, р £0,04);
- важность жить по правилам, молчать (80%, φ=1,65, р £0,05).
Вместе с тем было отмечено разнообразие ответов противоречивого характера, что возможно связано с большим разнообразием форм данной болезни и личностными особенностями пациентов.
В ответах группы пациентов с ревматоидным полиартритом были проявлены такие характеристики, как: старательность, добросовестность, низкий уровень сформированности образа «Я», непритязательность по отношению к себе, своим желаниям. Им свойственна гиперопека своих близких, что представляет собой сложную комбинацию самоконтроля и тирании – самоограничения (100 %), повышенный контроль за собственным телом (87%, φ=1,9, р £0,04), контроль в коммуникативной сфере (70%, φ=1,8, р £0,05), в социальном поведении (92%, φ=1,985, р £0,04). Также для данной группы характерно наличие алекситимии и проявление гиперкомпенсаторных механизмов.
Также важно отметить, что в контексте исследования было получено подтверждение результатов проективных тестов и тестов-заданий более стандартизированными методами исследования.
Образ пациентов при алкоголизме. Экспериментальную базу нашего исследования составили МУЗ, городская больница № 6 им. Б.Г. Захарьина, отделение токсикологии, и Областная наркологическая больница (совместно с Кошкиным А.П. (2009)). В исследовании приняло участие 40 человек, с диагнозом алкоголизм и алкогольная зависимость, это были пациенты 6 гор. Больницы им. Б.Г. Захарьина (лежавшие с диагнозом «острая алкогольная интоксикация», на стадии продром и первой стадии) и Областной наркологической больницы (пациенты с алкогольной зависимостью на стационарном лечении с первой и второй стадией).
В работе с испытуемыми наблюдалась проблема установления личностного контакта. Возможно, это было связано с характером заболевания с его социальной неодобряемостью и личностными особенностями пациентов. В обеих группах было 13 человек с высшим, 14 человек со средне-специальным, 13 человек со средним образованием.
В ходе исследования применялись следующие методы: обсервационные (наблюдение), анализ продуктов деятельности, биографические (анализ фактов, события жизни, истории болезни), психодиагностические методы: Проективная методкива «Сочинение волшебной сказки» (методический прием Е.И. Вирясовой, автор Т.В. Зинкевич-Евстигнеева), проективная методика «Дорога» (элемент методики В.Г.Обуховой), тест «Смысло-жизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев).
Авторская модификация Е.И. Вирясовой проективной методики «Сочинение волшебной сказки» направлена на изучение особенностей образа себя и ценностно-смысловой сферы испытуемого, в которой символически выражаются ситуации экзистенционального кризиса. Этот метод относится к идеографическим, он позволяет определить способ познания мира и выявить отношение к себе как к ценности. А также определить тип переживаний критических ситуаций: гедонистический, реалистический, ценностный и творческий; взятые по отношению к типу ситуации. Они могут квалифицироваться испытуемыми как заведомо неуспешные и успешные стратегии поведения. Концентрируя внимание на восприятии и воспроизведении символических образов, и проясняя свой опыт живописно и вербально, человек проясняет особенности образа себя и собственные «личностные ценности», отражающие в структуре личности «инвариантный аспект общечеловеческого опыта».
Морфологические особенности жанра волшебной сказки подробно описаны В.Я. Проппом. В ходе анализа сказки применяется техника «структурный анализ текста», где нами анализируется семантическая структура сказки «зачин, главное действующее лицо (образ Я), процесс, результат, направление действия, цель героя, его отношение к миру, к другим людям и к себе». Ориентировка личности в трансцендентном (сущностном, духовном) измерении её жизни; поиск глубинных причин возможного отклонения личности от реализации индивидуальной (и общечеловеческой) сущности в актуальных жизненных ситуациях; выбор стратегии поиска и меры активности личности; обретение экзистенциально-полезных (и вредных) внутренних ресурсов, определение способов действия личности, обретение ею феноменальных новообразований, характеризующих меру её зрелости в реализации индивидуального бытия – все это выявляется в ходе анализа текста сказки.
Исследовательская методика «Сочинение волшебной сказки» предназначена для: 1) определения особенностей образа Я пациентов данной категории; 2) диагностики «субъективной готовности» личности испытуемого к экзистенциональному кризису (сложившегося, но не обязательно актуализирующегося в данный момент жизненного пути). Инструкция: за 10 минут написать сказку.
Проективная методика «Дорога» (элемент из методики В.Г. Обуховой) ориентирована на прояснение особенностей в восприятии испытуемым своего жиненного пути.. Испытуемым предлагалось нарисовать дорогу на стандартном листе А4, без использования карандаша (акварельными красками).
Схема анализа:
- Временные и ценностные характеристики (по В.А. Осориной).
- Особенности характера, отношение к доверию, устойчивость, наличие опоры, границ, «гибкость-ригидность», стратегия движения (по кругу, повороты, линии).
- Детали на дороге (камни, грязь, устойчивость дороги, знаки на дороге).
- Детали около дороги (окружающий мир).
Анализ результатов методики «Сочинение сказочной истории» показал, что у испытуемых
- отсутствует образ отца у 82,5 % (33 человека), вместе с тем позитивный образ матери присутствует у 67,5% (27человек);
- нарушены взаимоотношения в семье 90% (36 чел.);
- нарушение поло-ролевого поведения, отношение с женщинами является проблемой – 57,5% (23 чел.);
- искаженные ориентировки в жизни вообще (живет одним днем), характерно отсутствие целей и задач и отсутствие перспектив - 82.5% (33 чел.);
- редуцирован образ Я – 82,5% (33 чел.);
- одиночество как ценность выявлено у 82,5% (33 чел.);
- деструктивные стратегии поведения у 87,5% (35 чел).
Все выше перечиленное свидетельствует о возможной психологической проблеме в прошлом (психтравмирующий опыт) и рассогласованности в ценностной сфере.
Также звучала тема обид и созависимости – 40% (16 человек), проявилось наличие стандартных мотивов 97,5% (39 чел), что может свидетельствовать о ригидности мышления как защитного механизма или о нарушении мозгового кровообращения.
Анализ проявленности этапов сказки показал, что большинство пациентов «застряли» на второй стадии (проверка на «доброе сердце»), что свидетельствует о страхе получения и отсутствия ориентировки на результат.
В целом, у пациентов повышен эмоциональный фон, чувствительность (72,5%), и вместе с тем у 12,5% (5 человек) была выявлена эмоциональная тупость и бездумное, ритуальное действие без наличия цели 7.5%(3 человека), условием реализации цели, является вмешательство третьей стороны (жена, начальник, и т.д.). Так анализ текстов сказки позволил выявить проявление архетипов «униженного», «обиженного», «странника» и «героя», наличие депрессивных состояний, и большой любви с деструктивной моделью поведения. Таким образом, проявляется внутриличностный конфликт (хочу, но не могу). И характерным для данной выборки являются следующие типы переживаний критических ситуаций - гедонистические (80%, 32 человека), реалистические (7,5%, 3 человека), ценностные и творческие (отсутствуют); т.е. стратегия поведения могут квалифицироваться как заведомо неуспешные.
Действующее лицо (образ Я) - редуцированно (82,5%, 33 человека), направление действия - процесс (82,5%, 33 человека), его отношение к миру, к другим людям и к себе»- инфантилизм (100%).Субъективная готовность личности испытуемого к экзистенциональному кризису (отрицательная) - 100%.
Анализ проективной методики «Дорога» позволил определить, что духовные ценности не выявлены, ценности межличностных отношений встречаются на стадии продрома (7,5%) и на первой стадии (7,5%). На всех стадиях материальная ценность присутствует максимально (на уровне тенденции), что сообветствует предположению о нарушении образа Я, ценностной сферы и наличии противоречивых тенденций, или с наличием дефицитарных материальных ценностей и приземленности пациентов с алкогольной зависимостью. Не видят перспектив будущего 75 %, страх будущего появлен в 82,5% (пустой лист, движение по кругу, зацикленность), нет нацеленности на результат. Часть из испытуемых (22,5%) ориентируются только на настоящее, что также свидетельствует об отказе от прошлого и направленность на процесс.
Мотив дороги, как архетип духовного пути, проявился со следующими особенностями: нереальная дорога (радуга, космическая дорога) - 10%; перекресток, поворот как проблемы выбора или сложный момент жизни - 12,5%. Стратегию движения в прошлое выбирали 60%, что согласуется с инфантильностью и знанием, что другие должны проложить путь. Наличие знаков на дороге, разметочной полосы наблюдается в 92,5% случаев (37 человек), что является свидетельством наличия внутреннего конфликта. Детали: грязь на дороге (52,5%), камни (25%), отсутствие опоры, глинистая дорога (12,5%), также свидетельствуют о негативном опыте переживания, о проблеме межличностных отношений. И только у 12,5% человек дорога была извилистой (гибкость, адаптивность, уживчивость). У 75% ярко выявлена ригидность (неуступчивость), что иногда является отражением органического поражения ЦНС. При анализе деталей около дороги у 80% (32 человека) выявлена депрессия, одиночество, отсутствие поддержки (пустой лист).
Результаты теста СЖО (Д.А.Леонтьев) согшласуются и подтверждают аналитические выводы проективных методов:
- низкие баллы по шкале «цели жизни»(100%) характеризуют у испытуемых отсутствие цели в будущем как осмысленность и направленную временную перспективу;
- высокие баллы на стадии продрома (12,5%) характеризует «прожектеров», планы которых не имеют реальной опоры и не подкрепляются личной ответственностью;
- низкие баллы по шкале «Локус контроль» (100%), что определяется как неверие в свои силы и способность контролировать события собственной жизни. По данной шкале самые низкие показатели по сравнению с нормой, что свидетельствует о редукции образа «Я» и нарушении ценностно - смысловой сферы.
Умение рефлексировать является одним из показателей осознанности личности человека. В некоторых случаях пациент испытывает сложности в описании себя. Р.Бернс говорил, что «степень, в которой самоотчет способен отразить реальность Я-концепции индивида, определяется следующими факторами:
- ясностью индивидуального самосознания; наличием адекватных символов для его выражения;
- готовностью индивида к сотрудничеству;
- социальными ожиданиями;
- чувством личной адекватности индивида;
- отсутствием у него ощущения угрозы в ситуации самоописания» [1].
Прпоективные методы изучения Я-образа – физического и ценностного аспектов дополняют картину самоанализа особенностей личности и собственно поведения, делая описание более объемным и характерным. Подобного рода исследования не только помогают в диагностике особенностей личности, но и включают пацента в процесс самоисследования и знакомства с собой, с тем, что не проявлено в сознании. включенность пацента, его интерес к собственному образу смещает фокус с «больной части» личности на здоровую, тем самым способствуя изменению состояния через взаимодействие с собственно личностью пациента.
Литература
- Бернс Р. Что такое Я-концепция [Электронный ресурс] //http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/burns3.htm#3p3
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2487
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 69
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0