Тело человека в традиционной поведенческой культуре бурят
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Телесные метафоры и их значение в жизнедеятельности человека
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Жимбаева Ц.Ч. Тело человека в традиционной поведенческой культуре бурят // Психология телесности: теоретические и практические исследования.
Фрагмент статьи
В современном обществе наблюдается повышенный интерес к традиционной культуре, идет процесс возвращения к культурным традициям, помогающим осознанию принадлежности индивидов к своей нации и этнической самоидентификации. Одним из важных и значимых элементов традиционной культуры является тело человека, представления о котором вбирают в себя процессы развития этнических общностей. Тело человека как предмет исследования и размышлений, как объект оценочного и нормативного описания рассматривается в культурах разных эпох и народов, где тело занимает по степени значимости определенное место. Так, для древних восточных культур, характерным является мысль о связи макрокосма (мироздания) и микрокосма (человека).
Полный текст
В современном обществе наблюдается повышенный интерес к традиционной культуре, идет процесс возвращения к культурным традициям, помогающим осознанию принадлежности индивидов к своей нации и этнической самоидентификации. Одним из важных и значимых элементов традиционной культуры является тело человека, представления о котором вбирают в себя процессы развития этнических общностей. Тело человека как предмет исследования и размышлений, как объект оценочного и нормативного описания рассматривается в культурах разных эпох и народов, где тело занимает по степени значимости определенное место. Так, для древних восточных культур, характерным является мысль о связи макрокосма (мироздания) и микрокосма (человека).
Исследователи отмечают, что понимание «тела» и «телесности» несёт в себе следы ритуально-магического поведения народа [1, 2, 3]. Человек не просто изначально телесен, он изначально является телом в мире; иначе говоря, человеку не просто дается это тело, ему дается тело в этом мире. Социализация телесности и её социокультурный смысл рассматривается М. Моссом через категорию техники тела, которые показывают, как практический разум человека раскрывается в историческом пространстве и времени [4]. С помощью понятия техники тела М. Мосс обозначает способ, познания возможностей своего тела. Каждое общество имеет собственные привычки, причём определенные факторы могут менять их в течение жизни ни одного поколения. Техники тела в разных обществах и в разные времена носят специфический характер.
Для изучения тела и техники тела человека в бурятской традиционной поведенческой культуре мы выделили структурно-функциональный метод. Изучение особенностей поведения, поз, жестов, этикета в традиционной культуре бурят является ключом к изучению тела человека. Также структурные элементы человеческого тела могут моделировать пространственную структуру традиционного жилища и всей окружающей среды. Сознание человека создаёт образ мира, в котором центром операционных проекций служит его собственное тело. В своем анализе мы опираемся на тезис, что жилище является макетом мироздания, национальным космосом в уменьшении. Представления о человеке как о целостном организме, соответствуют представлениям о доме. Человек традиционного общества живет по заданным канонам, над ним властвует вера в сверхестественные силы; он считает себя полностью зависимым от них. Поэтому структурные элементы человеческого тела могут моделировать пространственную структуру традиционного жилища и выступать как тождественные им.
Бурятская юрта представляет собой модель Вселенной. Её элементы, как дверь, очаг, дымовое отверстие, столбы и др. соответствуют элементам тела человека и в горизонтальной и вертикальной проекциях. Так, дверь обозначает низ, ноги человека, а также рот, лоно, глаза. Дверь и порог выступают символом прочности семьи и всего рода, могут мыслиться как вход (выход) в иной мир. Очаг в юрте является семантическим центром, вокруг которого протекает вся жизнь семьи, символом преемственности поколений, связующим звеном между предками и потомками. Он может обозначать сердце, печень. Дым от очага представляет собой пуповину, соединяющую огонь очага с источником, его породившим, Небом. Стены юрты, которые являются границей и отделяют стены от внешнего пространства, соответствуют функции кожи человека, которая также отделяет тело человека от окружающего мира.
Дымовое отверстие соответствует темени человека и осуществляет контакт тела и окружающего мира, является границей между своим миром (внутреннее пространство юрты) и чужим, вредоносным.
Шест в середине юрты (багана) – представляется мировой осью, соединяющей верх и низ. Он функционирует как повоночник человека, его опора. Таким образом, горизонтальная и вертикальная проекция жилища бурят дает возможность понять, что человек наделял юрту своими свойствами, а элементы жилища функционировали подобно человеческим органам.
У бурят круг является идеальной пространственной формой, обозначающей небо, в противоположность квадрату земли. Человек принадлежит двум мирам, объединенным и совмещенным в нем. Поместив фигуру человека в центр круга или квадрата, можно понять, что поселения бурят имеют соответствия с телом человека, так как они располагаются по кругу. Круг более всего соответствует образу жизни бурятского народа; в нем проявляется стремление жить в согласии с окружающим миром. Круглая форма жилища и поселения изначально обуславливает отсутствие дискомфортного состояния жилого пространства.
Согласно традиционному бурятскому мировоззрению, различные часи тела имеют определенную семантическую нагрузку. Наиболее важной частью тела является голова, затем грудь, руки. Самой незначительной частью тела признаются ноги. В народных представлениях тело человека делится на две части: верхняя – чистая и нижняя – нечистая. Физическое тело человека становится феноменом культуры, так как обладает социокультурными значениями и смыслами, соединяющие его с окружающим миром. Люди общаются не только с помощью слов, но и посредством телесных движений. Возраст, род занятий, чувства и мысли оставляют «следы» на теле человека и находят своё отражение в невербальном поведении человека. В традиционной поведенческой культуре бурят существуют свои техники тела. Характерные позы сидения, смерти, походка пожилых людей, жесты определялись поведенческими стандартами, свойственные бурятскому народу.
В техниках тела различаются походки человека. Одной из распространенных походок взрослых мужчин и стариков-бурят является походка «держась за свой крестец», «держась за поясницу» или «спину в руках держать». Право на такую походку человек приобретет после смерти своего отца, когда он становился главой семьи. Подобная походка – символ социальной зрелости и уважения в обществе.
К техникам тела можно отнести семейный этикет, технику родов, технику вскармливания и выращивания ребенка. Этикет семейной жизни у бурят основан, прежде всего, на дифференциации социальных ролей по полу. Важными элементами семейного этикета являются многочисленные запреты, адресованные обычаем женщинам. Так, например, традиционный этикет запрещает притрагиваться к любым мужским орудиям труда, оружию, пересекать путь идущему мужчине, перешагивать через ноги мужчин. Женская одежда хранится отдельно от мужской.
Подобные этикетные запреты призваны подчеркивать социальную значимость оппозиции мужского и женского начал, основанных на половом разделении труда. В сущности, они являются одним из элементов весьма важного блока поведенческой культуры, который называется «обычаем избегания».
Так, традиционный бурятский этикет предписывает младшим при входе в помещение пропускать старших вперед, не говорить при них громко, не вмешиваться в разговор старших, проявлять уважение и послушание. Такое послушание и уважение к старшим основывается на убеждении, что в обществе наибольшим почетом должен пользоваться тот, кто больше сделал для других, и вознаграждаться должен тот, чьё участие в общественно-полезном труде больше.
Детей с ранних лет обучают определенным правилам этикета. Считается некрасивым, неприличным шаркать ногами, топать, хлопать дверью, стучать, при разговоре размахивать руками, принимать те или иные необычные позы. Так, например, считается неуважением к присутствующим держать руки на затылке, за спиной, класть локти на стол, а складывать руки на груди считалось не только неприличным, но и предосудительным, греховным.
Таким образом, техники человеческого тела в бурятской поведенческой культуре своеобразны и неповторимы. Через них проявляется отношение человека к действительности, его взаимоотношение с миром, с природой, с другими людьми. Техники тела служат выражением этнического менталитета и показывают особенности национального характера.
Литература
- Арутюнов С.А. Обычай, ритуал, традиции // Советская этнография. -1981.- № 2.- С.21-29.
- Герасимова К.М. Традиционная культура бурят. – Улан-Удэ: Бэлиг, 2000.
- Морохоева З.П. Личность в культурах Востока и Запада. – Новосибирск, 1994.
- Мосс М. Общество. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. – М.: 1996.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2018
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 126
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4