Гендерные особенности самоотношения в юношеском возрасте
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Телесность: возрастные особенности восприятия
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Корнеева Е.В., Сысоева О.В. Гендерные особенности самоотношения в юношеском возрасте // Психология телесности: теоретические и практические исследования.
Фрагмент статьи
Согласно Т.С. Леви, телесность — фундаментальное основание нашей жизни. «Телесность» не синоним «тела» в его физическом понимании. Человеческая телесность — одухотворенное тело, являющееся результатом процесса онтогенетического, личностного, в широком смысле исторического развития, выражающее культурную, индивидуально-психологическую и смысловую составляющие уникального человеческого существа. Основным предикатом телесности является живое движение, соединяющее в себе психологическое содержание и материальную форму [2].
Человеческая телесность является результатом процесса онтогенетического, личностного развития и выражает культурную, индивидуально-психологическую и смысловую составляющие уникального человеческого существа. Мы проживаем жизнь, взаимодействуя с окружающим миром посредством телесных движений, познавая и преобразуя пространства Внутреннего и Внешнего. При этом, как отмечает В. П. Зинченко, «Автономность внешних и внутренних форм весьма относительна. Они не только взаимодействуют одна с другой, но и взаимоопределяют друг друга, связаны отношениями взаимного порождения. Внешнее рождается внутри, а внутреннее рождается вовне» [7, 8].
Полный текст
Согласно Т.С. Леви, телесность — фундаментальное основание нашей жизни. «Телесность» не синоним «тела» в его физическом понимании. Человеческая телесность — одухотворенное тело, являющееся результатом процесса онтогенетического, личностного, в широком смысле исторического развития, выражающее культурную, индивидуально-психологическую и смысловую составляющие уникального человеческого существа. Основным предикатом телесности является живое движение, соединяющее в себе психологическое содержание и материальную форму [2].
Человеческая телесность является результатом процесса онтогенетического, личностного развития и выражает культурную, индивидуально-психологическую и смысловую составляющие уникального человеческого существа. Мы проживаем жизнь, взаимодействуя с окружающим миром посредством телесных движений, познавая и преобразуя пространства Внутреннего и Внешнего. При этом, как отмечает В. П. Зинченко, «Автономность внешних и внутренних форм весьма относительна. Они не только взаимодействуют одна с другой, но и взаимоопределяют друг друга, связаны отношениями взаимного порождения. Внешнее рождается внутри, а внутреннее рождается вовне» [7, 8].
В структуре телесности можно выделить внутренние и внешние компоненты. Внутренние компоненты (внутреннее жизненное пространство) познаются через интроцептивные ощущения и чувства. М. М. Бахтин, выделяя внутреннее и внешнее тело, полагал, что «внутреннее тело — мое тело как момент моего самосознания — представляет собой совокупность внутренних органических ощущений, потребностей и желаний, объединенных вокруг внутреннего мира». Внешние компоненты (внешность и внешнее жизненное пространство) не только ощущаемы, чувствуемы, но и видимы.
Отношение как к собственному телу, так и телу Другого может быть как объектным, так и субъектным. При объектном отношении к телу отсутствует способность чувствовать единство телесной и духовной тканей, что наиболее характерно для юношеского возраста.
В психологии представлены исследования, в которых установлена тесная связь между отношением личности к себе как к субъекту жизненных отношений и ее поведением [1, 2, 3]. Авторами отмечается, что высокое самоуважение личности выступает условием ее максимальной активности, продуктивности в деятельности, реализации творческого потенциала [9], влияет на свободу выражения чувства, уровень самораскрытия в общении [10]. Позитивное устойчивое самоотношение лежит в основании веры человека в свои возможности, самостоятельность, энергичность, связано с его готовностью к риску, обусловливает оптимизм в отношении ожидания успешности своих действий в ситуации неопределенности [5]. Люди с позитивным самоотношением менее поглощены своими внутренними проблемами, гораздо реже страдают психосоматическими расстройствами. В то же время негативное самоотношение является источником различных трудностей в общении, поскольку человек с таким отношением к себе заранее уверен в том, что окружающие плохо к нему относятся [8]. Проблема достоинства, ценности своего «Я» почти полностью поглощает его внимание в связи, с чем уровень активности человека излишне повышается, затрудняя тем самым выбор адекватного способа взаимодействия, его поведение становится ригидным [10].
С целью изучения особенности самоотношения в юношеском возрасте было проведено исследование методикой С.Р. Пантилеева (МИС). В исследовании приняло участие 27 студентов 4-го курса лечебного факультета Дальневосточного государственного медицинского университета, в возрасте от 21 до 26 лет. В ходе проведенного исследования выяснилось, что большинство студентов, как юношей (88%), так и девушек (94%) проявляют достаточно высокую самоуверенность, выражающуюся в высоком самомнении и отсутствии внутренней напряженности, что вполне соответствует периоду юности. Показатели саморуководства также достаточно высоки у 83% девушек и 88% юношей. Это говорит о том, что респонденты отчетливо переживают собственное «Я» как внутренний стержень, интегрирующий их личность и жизнедеятельность. Считают, что их судьба находится в собственных руках (Таблица 1).
Однако по показателю «открытости» возникают существенные различия, так большинство юношей (77%) проявляют низкие значения, что свидетельствует об их глубокой осознанности Я, повышенной рефлексивности и критичности. Девушки же наоборот неспособны осознавать и выдавать значимую информацию о себе. Вероятно, данные различия свидетельствуют о том, что на старших курса университета девушки в серьез задумываются о своем социальном статусе и активизируются в направлении поиска спутника жизни, юноши же вынуждены трезво смотреть на жизненные перспективы.
Девушкам также характерно дружеское отношение к себе, согласие с собой, одобрение своих планов и желаний. Юноши же наоборот эмоционально не принимают себя такими какие они есть, что свидетельствует о симптоме внутренней дезадаптации. Для девушек также характерна заинтересованность в собственном Я и любовь к себе. Юноши начинают переоценивать свое духовное Я, сомневаются в ценности собственной личности, в плоть до потери интереса к своему внутреннему миру. Большинство респондентов отрицают свои проблемы, закрыты и самодовольны, что также характеризует период юности. В ходе проведенного корреляционного анализа показателей самоотношения респондентов с факторами восприятия телесного Я и ряда анкетных данных, было установлено, что юноши менее открыты, чем девушки, на что указывает отрицательная статистически значимая корреляционная связь между полом и фактором открытости (r = -0,49). Своим исследованием мы также подтвердили данные И.В. Лыбко о том, что осознание зависимости отношения к своему телу от мнения других позволяет человеку быть максимально чувствительным и отзывчивым (r = 0,45) [6]. В исследовании И.В Лыбко принимали участие только девушки, в нашем случае это подтвердилось на разнополой выборке.
Показатели самоотношения студентов ДВГМУ (%)
Таблица 1
Признак |
Девушки |
Юноши |
||
Высокий |
Низкий |
Высокий |
Низкий |
|
Внутренняя честность (открытость) |
77,8 |
22,2 |
22,2 |
77,8 |
Самоуверенность |
94,4 |
5,5 |
88,8 |
11 |
Саморуководство |
83,3 |
16,7 |
88,8 |
11 |
«Зеркальное Я» (отраженное самоотношение) |
50 |
50 |
33,3 |
66,7 |
Самоценность |
100 |
0 |
44,4 |
66,7 |
Самопринятие |
72 |
27,8 |
33,3 |
55,5 |
Самопривязанность |
50 |
50 |
66,7 |
33,3 |
Внутренняя конфликтность |
38,9 |
61,1 |
22,2 |
77,8 |
Самообвинение |
33,3 |
66,7 |
33,3 |
66,7 |
Таким образом, сущностной характеристикой взаимосвязи компонентов самоотношения является их «дифференцированность» (С.Р.Пантилеев). Дифференцированность компонентов самоотношения можно обозначить как характер связи между негативными и позитивными, оценочными и эмоциональными модальностями самоотношения. В основе высокой дифференцированности компонентов самоотношения лежит способность личности различать феноменологически разделенные, разные по своему содержанию и механизмам формирования оценочно-эмоциональные и позитивно-негативные переживания личностного смысла «Я». Данная характеристика взаимосвязи компонентов самоотношения является индикатором структурного обеспечения функционирования механизмов защиты отношения к себе, которые обеспечивают его устойчивость, независимость и автономность от внешних воздействий. Можно предположить, что реализация таких механизмов, осуществляемых на уровне структуры, выступает основанием для того, что при защите позитивного отношения к себе не используются или минимизируются деструктивные, асоциальные формы поведения [4].
Литература
- Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества М., 1979.
- Джемс, У Психология. -М.: Педагогика, 1991. – 368 с.
- Зинченко, В. П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. М., 1997.
- Колышко, А.М. Психология самоотношения: Учеб. пособие / А.М. Колышко. Гродно: ГрГУ, 2004. – 102с.
- Леви, Т.С. Курс «Психология телесности» в профессионально-личностной подготовке психологов // Знание. Понимание. Умение. 2004. №1.
- Лыбко, И.В. Методика «Диагностики телесного Я» // Психологическая диагностика, 2008. - №3. – С. 5-21.
- Пантилеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. -М: МГУ, 1991. – 110 с.
- Психология телесности между душой и телом / Ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М., 2005.
- Сарджвеладзе, Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. – Тбилиси: «Мецниереба», 1989. – 206 с.
- Чеснокова, И.И. Проблемы самосознания в психологии. – М.: Наука,1977.-144с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3811
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 388
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 4