Динамика эмоциональных состояний у детей с двигательными нарушениями в процессе танцевальной терапии
Общая информация
Рубрика издания: Телесность: здоровье и болезнь
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Толошинова Д.Ю. Динамика эмоциональных состояний у детей с двигательными нарушениями в процессе танцевальной терапии // Психология телесности: теоретические и практические исследования.
Фрагмент статьи
Патологии детей связанные с нарушением опорно-двигательного аппарата многообразны и распространены, в последнее время отмечается рост детей с двигательными расстройствами. По данным Госкомитета РФ на начало
В социальной адаптации и интеграции этих детей необходимо опираться на индивидуальные особенности развития ребенка, сосредоточиться на поиске компенсаторного потенциала личности для выработки адекватных форм поведения.
Полный текст
Патологии детей связанные с нарушением опорно-двигательного аппарата многообразны и распространены, в последнее время отмечается рост детей с двигательными расстройствами. По данным Госкомитета РФ на начало
В социальной адаптации и интеграции этих детей необходимо опираться на индивидуальные особенности развития ребенка, сосредоточиться на поиске компенсаторного потенциала личности для выработки адекватных форм поведения.
В психологической коррекции эмоциональных нарушений этих детей используют игротерапию, арттерапию психоанализ, метод десенсибилизации, психорегулирующие тренировки, поведенческий тренинг. Методики применения танцевальной терапии для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата были разработаны и проведены впервые. Анализ отечественных публикаций показал, что данной практики представлено еще не было. В то время как за рубежом танцевальная терапия в лечении такого рода заболеваний и психологической коррекции применяется достаточно давно (в Швеции с 90-х годов прошлого века).
Мы исследовали влияние танцевальной терапии на эмоционально-волевую сферу детей с двигательными нарушениями и считаем этот метод невербальной психотерапии более прогрессивным не только в коррекции эмоциональной сферы ребенка, но и его двигательных навыков.
Для работы с детьми нами были адаптированы основные методы, техники и приемы танцевальной терапии с учетом специфики данного заболевания. Также применялась техника индийского танца – языка жестов, с целью развития мелкой моторики, мимической активности, эмоциональной коммуникативности и развития моторно-образного воображения.
Одной из основных целей танцевальной терапии для детей с нарушениями двигательных функций является развитие осознание собственного тела, создание позитивного образа тела, развитие навыков общение, исследование чувств и приобретение группового опыта[2].
Таким образом, в ходе танцевальной терапии для детей с двигательными нарушениями, танец используется как форма самовыражения и невербального общения с целью развития личности и системы ее отношений.
Настоящее исследование проводилось на базе школы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата «Динамика» г. Санкт-Петербурга. Всего в исследовании принимало участие 20 детей. Число участников обусловлено спецификой их заболевания.
В контрольную группу вошло 10 человек с нарушениями опорно-двигательного аппарата в возрасте от 17 до 18 лет (5 юношей и 5 девушек).
В экспериментальную группу вошло 10 человек с двигательными нарушениями от 16 до 18 лет (5 юношей и 4 девушки).
Для проведения исследования были применены следующие методы: клинико-биографический метод; исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан; шкала личностной тревожности А.М.Прихожан; методика «Несуществующее животное»; непроизвольный невербальный тест «Какого я цвета?» Н.Ю.Оганесян.
Целью танцевально-терапевтической программы являлось: развитие осознания собственного тела и возможностей его использования; установление чувства собственного достоинства путем создание позитивного образа тела; развитие социальных навыков общения и адекватного выражения своих эмоций; высвобождение подавляемых чувств; раскрытие творческого потенциала.
Анализ полученных экспериментальных данных до и после танцевальной терапии показал позитивное влияние танцевальной терапии на детей с поражениями опорно-двигательного аппарата. В результате проведения танцевальной терапии у детей улучшилось общее самочувствие и состояние, отмечается преобладание позитивного фона настроения, снизился уровень общей личностной тревожности.
Танцевальная терапия оказывает позитивное влияние на формирование самооценки детей с двигательными нарушениями. Это проявляется в снижении уровня притязаний и приближении самооценки к адекватному уровню.
Информативные показатели значимости танцевальной терапии, показали повышение активности у ребенка, снижение агрессии.
Представленная программа танцевальной терапии направленная на коррекцию эмоциональных состояний детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, требует поэтапного, дифференцированного подхода с учетом физиологических и эмоциональных особенностей ребенка.
Танцевальная терапия в психологической коррекции эмоционально-волевой сферы детей с двигательными нарушениями требует дальнейшего изучения и применения на практике. В дальнейшем возможна разработка методов и методик проведения танцевальной терапии, с учетом различных физиологических и эмоциональных особенностей детей, связанных с конкретной патологией.
Литература
- Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы пихокоррекции. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та,2000.
- Гренлюд Э., Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. СПб.: Речь, 2004.
- Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2001. 271 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4045
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 7