Введение
Понятие этнической идентичности
Поиск ответов на вопрос: «Кто Я?», поиск личностью, социальной группой, обществом этнической идентичности является актуальной проблемой в современной научной психологии. Э. Эриксон определял идентичность в качестве важного условия для сохранения психического здоровья индивида, его подлинности, стабильности и внутренней целостности. В современной психологической науке потребность личности в этнической идентичности формируется гораздо шире, чем только принадлежность к определенной группе или социальной общности [Brass, 2023]. Потребность в идентичности определяется также осмыслением исторического опыта этноса личностью, что актуализирует фундаментальность научного исследования данной проблемы [Erikson, 1968].
У Ч. Кули идентичность связана с понятием Я-концепции и с субъективным отражением мнения окружающих. Личность формируется в процессе взаимодействия с социумом, т. е. идентичность является частью Я-концепции, которая ответственна за осознание своей групповой принадлежности. Можно сказать, что идентичность является областью самосознания и складывается из обобщения мнений окружающих людей о человеке [Кул, 1994]. Р. Фогельсон считал, что в человеке происходит борьба между четырьмя видами идентичности: реальной идентичностью, идеальной идентичностью, негативной идентичностью и предъявляемой идентичностью. В борьбе идентичностей человек стремится приблизить реальную идентичность к идеальной и уменьшить расстояние между реальной и негативной идентичностью [Fogelson, 1982].
В российской психологии идентичность больше исследовалась в рамках самосознания, самоопределения и социализации личности. Этот вопрос изучали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.Б. Шнейдер, Т.Г. Стефаненко и другие [Выготский Л.С, 1982; Стефаненко, 2009; Шнейдер, 2022]. Впервые вопрос самосознания в советской психологии изучался Л. Выготским. Он говорил о самосознании как о более высокой форме сознания, которому способствует развитие речи, произвольные движения и рост самостоятельности [Выготский Л.С, 1982]. В.В. Столин говорил об идентичности как о самосознании личности, которое имеет многогранную структуру [Столин В.В, 1983]. И.С. Кон рассматривает идентичность в рамках проблемы «Я» и «Образ Я». «Я» предполагает наличие информации о себе и преемственность психической деятельности, а «Образ Я» корректирует ее, т. е. «Образ Я» — это совокупность представлений индивида о самом себе [Кон, 1984].
Природа человека устроена таким образом, что он постоянно отождествляет себя с некой группой, с которой он имеет связи или которая близка ему своей идеологией, ценностной системой, системой взглядов [Berberyan, 2019]. В психологическом отношении важно понимание того, что идентификация связана с базисными потребностями человека. Это укрепляет чувство самосохранения, самоутверждения, самовыражения. Человеку необходимо чувствовать свою принадлежность к обществу, референтной группе и многое другое [Дюркгейм, 1991].
Этническая идентичность является частью социальной идентичности, которая предполагает осознание своей принадлежности к определенной этнической общности. Этническая идентичность включает когнитивный компонент, т. е. представление об особенностях своей группы, осознание себя ее членом, и аффективный — значимость членства в данной группе, отношение к ее качествам и их оценка. Отношение к собственной этнической общности выражается в этнических аттитюдах [Abrams, 2006; Umaña-Taylor, 2011]. Участие в социальной жизни этнической группы часто рассматривается как индикатор этнической идентичности. Однако до сих пор рассматривается вопрос устойчивости связи между тем, кем себя считает человек, и тем, как он поступает в реальной жизни [Fishman, 2010]. В традиционных же обществах участие в социальной жизни и культуре этнической группы является необходимым условием формирования этнической идентичности [Phinney, 2007].
Понятие времени в психологии
Проблема психологического времени, темпоральности личности обосновывается в работах П. Жане, Ш. Бюлер, К. Левина, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, К.А. Абульхановой-Славской, Т.Н. Березиной, Е.И. Головахи, А.А. Кроника, С.Б. Нестеровой, Ф. Зимбардо, Дж. Бойд, В.И. Ковалева и др.. Результаты эмпирических исследований, связанных с отношением ко времени, рассматривались в работах С.В. Духновского, Е.В. Забелиной, Я.В. Кравцовой, Т.Д. Дубовицкой, Д.Л. Прокопьева, П.И. Яничева и др..
Основные направления исследования времени в психологии связаны с представлениями об онтогенезе человека как единства биологического, социального и субъектного [Головаха, 2008]. В научной психологии временные особенности человека как индивида, как личности и как субъекта рассматриваются на четырех основных уровнях: психофизическом, психофизиологическом, социально-психологическом и личностно-психологическом. Наряду с этим рассматриваются три подхода в исследовании времени: ситуативный, биографический и исторический.
- Психофизический уровень предполагает выявление параметров физического времени, таких, как топологические (одновременность, последовательность) и метрические (длительность) характеристики, и бессознательных механизмов их психического отражения. Психофизический уровень проявляется в виде непосредственно переживаемого и оцениваемого времени [Нестик, 2003]. С.Я. Рубинштейн выделяла еще и подвиды восприятия времени: непосредственное ощущение длительности и субъективное восприятие времени [Рубинштейн, 1976]. В. Вундт одним из первых провел экспериментальное исследование и выявил субъективное восприятие объективно заданных временных интервалов одинаковой продолжительности [Cristalli, 2022].
- Психофизиологический уровень выявляет психофизиологические механизмы восприятия времени, адаптации человека к динамике психических процессов в зависимости от биологических ритмов и организации биологического времени. Впервые И.М. Сеченов обратил внимание на то, что восприятие времени происходит благодаря нескольким «чувствительным приборам» [11. Румянцева И, 2018]. Трейсман и другие исследователи выявили взаимосвязь восприятия времени с координацией моторного акта, экспериментально доказывая, что именно работа так называемых «внутренних часов» и их частота обеспечивают восприятие времени у человека [Shipp, 2009]. На психофизиологическом уровне при изучении феномена «время» открытием стало обнаружение нейронов, реагирующих на специфический интервал времени [O'Neill, 1979]. Данные результаты коррелируют с положениями теории, связанной с анализатором времени, предлагаемой Е.Н. Соколовым [Соколов, 2004].
- Социально-психологический уровень выявляет особенности восприятия человеком «социального» времени в контексте социокультурных условий, в особенности онтогенеза человека, социального поколения, истории общества. В ракурсе данной триады рассматриваются время индивида, поколения и истории. В рамках данного уровня наблюдалось наиболее глубокое изучение трех сфер — организационной, экономической и кросс-культурной психологии. В контексте нашего исследования представляет интерес изучение этнокультурных особенностей временной перспективы и временной ориентации (Джонс, Сырцова и другие), групповых представлений об источниках времени [Block, 1996].
- Психологический (личностный) уровень. Психологическое содержание категории времени наиболее полно проявляется в понятии «психологическое время». Е.И. Головаха и А.А. Кроник отмечают значимую роль высших психических функций, осознанного отношения к прошлому, настоящему и будущему и их оценке, формирования целостного представления о времени вообще в процессах переживания продолжительных временных периодов [Головаха, 2008]. Впервые в научной психологии к понятию жизненного пути личности обратился Пьер Жане. Он соотнес временные фазы с биографическими ступенями жизненного пути человека, связывая воедино биологическое, психологическое и историческое время в структуре этногенеза личности.
В психологических исследованиях при изучении механизмов восприятия времени «событийная концепция психологического времени» становится традиционной, в этой концепции показатели восприятия времени — его скорость, насыщенность, продолжительность — непосредственно зависят от количества и интенсивности жизненных событий. Однако событийная концепция, акцентирующая внимание на изменении мыслей, чувств, действий, поведения человека при восприятии времени, не позволяет решить вопросы, связанные с определением границ и взаимосвязью настоящего, прошлого и будущего, субъективной оценкой времени, механизмами формирования восприятия времени [Головаха, 2008].
Понятие времени в экзистенциализме и связь с этнической идентичностью
Особое внимание особенностям психологического времени уделяется в кросскультурной психологии [Нестик, 2003]. Один из феноменов, который связан с психологическим временем, — идентичность. Как признают исследователи, именно психологическое время, способность сохранять информацию о прошлом, способствуют процессу формирования и развития идентичности. В научной литературе отражены результаты эмпирических исследований, свидетельствующие о том, что процессы развития идентичности и развития временной перспективы взаимно усиливают друг друга [Luyckx, 2010].
В особенности хорошо изучен период становления взрослости, когда личность стремится связать воедино свое прошлое, настоящее и будущее, интегрируя их в единый процесс и в то же время выстраивая связи между событиями собственной жизни [Нестик, 2003; Рубинштейн, 1976; Luyckx, 2010]. В некоторых подходах временные аспекты идентичности рассматриваются в качестве множественных когнитивных компонентов Я-концепции, существующих во временном измерении идентичности: в прошлом, настоящем (актуальном), проспективном, будущем [Heidegger, 2002; Shipp, 2009; Treisman, 1992]. В эмпирических исследованиях была подтверждена гипотеза, предполагающая связь идентичности с представлениями о своем Я в процессе событийной насыщенности прошлого, настоящего и будущего. Выявление отношения к временным жизненным этапам личности является показателем уровня сформированности самоидентичности [Рубинштейн, 1976; Abrams, 2006; Luyckx, 2010].
Исследования феноменов, которые связаны с переживанием времени, выявили культурные и индивидуальные ценности, выступающие в роли предикторов (детерминантов) психологического времени. Восприятие времени в различных культурах носит особый, специфический характер. Армения относится к странам, население которых имеет аксиологическое мышление, и категория времени выражена отчетливо и осознанно. Исследование психологического времени у представителей Армении позволит выявить особенности компонентов психологического времени, сравнить показатели психологического времени, определить компоненты структуры психологического времени.
Актуальность. В современном обществе личность познает себя, историю своей страны, определяя место в реальной действительности и, в конечном итоге, свою идентичность. Познание прошлого, знание настоящего позволяют личности выстраивать будущее. Актуальность данного исследования заключается в том, что идентичность личности выступает как важнейшая характеристика феномена социальной целостности и уникальности; идентичность является отражением неразрывного единства трех временных проекций: прошлого, настоящего и будущего.
Целью исследования является изучение связи особенностей идентичности и субъективной оценки времени личности в психологическом ракурсе.
Гипотезы исследования. Мы предполагаем, что существует взаимосвязь:
- между ощущением себя армянином и длительностью проживания в Армении;
- между чувствами по отношению к своему народу и длительностью проживания в Армении;
- между субъективной оценкой времени и ощущением себя армянином.
Методы
Методологическая база исследования — теории и концептуальные положения Э. Эриксона, Дж. Г. Мида, Ч. Кули, Р. Фогельсона, И. Гоффмана, Л. Выготского, А. Леонтьева, Л. Шнейдера, Т. Стефаненко и другие.
Участники исследования. Нами было проведено исследование с этническими армянами, студентами Российско-Армянского университета и Ереванского филиала РЭУ имени Г.В. Плеханова (г. Ереван, Армения) общим количеством 89 человек. Средний возраст респондентов составил 19,6 лет (SD = 1,3), представители обоих полов (мужской — 14,6%, женский — 85,4%), студенты бакалавриата. В проведении исследования была соблюдена конфиденциальность и анонимность.
Методы исследования. Нами было проведено тестирование с использованием следующих методик.
- Авторская анкета. Данная анкета включала 7 вопросов, ориентированных на выявление социально-демографических данных. По результатам анкеты были выявлены возраст и пол респондентов, длительность проживания в Армении, курс обучения и профессиональная направленность.
- Шкала экспресс-оценки выраженности этнической идентичности (Н.М. Лебедева). Данная шкала выявляет выраженность этнической идентичности посредством оценки ощущения принадлежности к своей национальности по шкале от 1 до 5, где 1 — «Совсем не ощущаю», а 5 — «Ощущаю в полной мере» [Татарко, 2011].
- Шкала экспресс-оценки чувств, связанных с этнической принадлежностью (Н.М. Лебедева). Данная шкала выявляет выраженность чувств, ассоциируемых с этнической принадлежностью, с использованием шкалы от 1 до 5 [Татарко, 2011].
- Методика «Типы этнической идентичности личности» Г.У. Солдатовой, С.В. Рыжовой. Данная методика выявляет выраженность типов этнической идентичности: этнонигилизм, этническая индифферентность, позитивная этническая идентичность, этноэгоизм, этноизоляционизм и этнофанатизм. Испытуемому предлагается оценить свои ответы на 30 суждений «Я — человек, который…» от 0 до 4 [Солдатова, 1998].
- Методика семантического дифференциала времени (СДВ). Данная методика выявляет восприятие индивидуального психологического времени. Методика СДВ заключается в оценке 25 полярных свойств, выраженность которых необходимо оценить от 1 до 3. Данные свойства респонденту предлагается оценить отдельно для трех времен: настоящего, прошедшего и будущего времени [Вассерман, 2005].
Обработка данных. Статистическая обработка данных была проведена путем написания кода в R (R Development Core team, 2021). Для проверки гипотез были использованы непараметрический критерий Краскала—Уоллеса (функция kruskal_test в rstatix), апостериорный тест Данна (функция dunn_test в rstatix) и критерий хи-квадрат Пирсона (функция chisq.test в R). Весь код анализа вместе с анонимными данными можно найти на странице OSF этого проекта: https://osf.io/efhwj/
Результаты
Описательная статистика
По результатам авторской анкеты были выявлены основные социально-демографические характеристики респондентов, которые представлены в табл. 1.
Таблица 1. Описательная статистика
|
Участники |
Количество |
Процент |
|
Курс обучения |
||
|
1 |
36 |
40,4% |
|
2 |
24 |
26,9% |
|
3 |
20 |
22,4% |
|
4 |
9 |
10, 3% |
|
Пол |
||
|
Женский |
76 |
85,4% |
|
Мужской |
13 |
14,6% |
|
Продолжительность проживания в Армении |
||
|
0—5 лет |
22 |
24,7% |
|
5—10 лет |
6 |
6,7% |
|
более 10 лет (с перерывами) |
15 |
16,9% |
|
постоянно |
46 |
51,7% |
|
Направление обучения |
||
|
Технические науки |
11 |
12,4% |
|
Гуманитарные науки |
18 |
20,2% |
|
Общественные науки |
60 |
67,4% |
|
Возрастной диапазон |
||
|
18—20 лет |
68 |
76,4% |
|
20—24 лет |
21 |
23,6% |
|
Общее количество респондентов |
89 |
100% |
Эмпирическая проверка гипотетических предположений
Анализ связи между ощущением себя армянином и длительностью проживания в Армении. На вопрос: «В какой степени вы ощущаете себя представителем своего народа?» – были получены следующие ответы: 5,6% респондентов ответили: «Совсем не ощущаю», 7,9% респондентов ответили: «Ощущаю, но очень слабо», 23,6% респондентов ответили: «Иногда ощущаю, а иногда — нет», 40,4% респондентов ответили: «Ощущаю почти всегда», 22,5% респондентов ответили: «Ощущаю в полной мере».Для проверки гипотезы о наличии связи между ощущением себя армянином и длительностью проживания в Армении были визуализированы результаты данной шкалы по 4 группам респондентов. Данные результаты представлены на рис. 1. Использование непараметрического критерия Краскала—Уоллеса позволило выявить отсутствие статистически достоверных связей между результатами четырех групп (p = 0,8299).
Рис.1. Ощущение себя представителем своего народа в группах с различной длительностью проживания в Армении
Анализ связи между чувствами по отношению к своему народа и длительностью проживания в Армении. По результатам ответа на вопрос: “Какие чувства вызывает у Вас принадлежность к своему народу?” были получены следующие ответы: 28,1% респондентов ответили «Гордость», 29,2% респондентов ответили «Спокойная уверенность», 33,7% респондентов ответили «Никаких чувств», 2,3% респондентов ответили «Обида», 6,7% респондентов ответили «Ущемленность, униженность».
Для проверки гипотезы о наличии связи между чувствами по отношению к своему народу и длительностью проживания в Армении были визуализированы результаты (рис. 2). При помощи критерия Краскала—Уоллеса и парного апостериорного теста Данна (табл. 2) было выявлено наличие статистически достоверных связей между чувствами по отношению к своей национальности только для двух групп: проживающих в Армении от 0 до 5 лет и более 10 лет, с перерывами (p = 0,0376). Респонденты, проживающие в Армении до 5 лет, характеризовались в среднем оценкой 2,68, между значениями шкалы: 2 и 3, где 2 представляет спокойную уверенность и 3 — никаких чувств. Респонденты, проживающие в Армении более 10 лет с перерывами, характеризовались более низкой средней оценкой 1,87, между значениями шкалы: 1 и 2, где 1 представляет гордость, а 2 — спокойную уверенность.
Рис. 2. Чувства, связанные с принадлежностью к своему народу, в группах с различной длительностью проживания в Армении
Таблица 2. Результаты парного апостериорного теста Данна для анализа чувств по отношению к своей национальности в зависимости от продолжительности проживания в Армении
|
Группа 1 |
Группа 2 |
Значения статистики |
P-значения |
|
0—5 лет |
5—10 лет |
–0,510 |
0,610 |
|
0—5 лет |
Более 10 лет, с перерывами |
–2,08 |
0,0376* |
|
0—5 лет |
Постоянно |
–1,46 |
0,143 |
|
5—10 лет |
Более 10 лет, с перерывами |
–0,955 |
0,339 |
|
5—10 лет |
Постоянно |
–0,333 |
0,739 |
|
Более 10 лет, с перерывами |
Постоянно |
1,07 |
0,287 |
Примечание: «*» — значения < 0,05.
Анализ связи между оценкой восприятия времени и ощущением себя армянином. Для оценки субъективного восприятия индивидуального психологического времени была использована методика семантического дифференциала времени. По результатам данной методики были выявлены средние значения по 5 шкалам, а также средние значения для каждого из времен (табл. 3). Полученные средние значения были сопоставлены с нормативными значениями по каждой из шкал и времен и соотнесены с высоким или низким уровнем (рис. 3). Средние значения по всем шкалам настоящего времени относятся к пониженному уровню. Среднее значение прошлого времени по шкале «Величина времени» соответствует повышенному уровню по сравнению с нормативными значениями. Для будущего времени средние значения наблюдаются сразу по трем шкалам: Эмоциональная окраска времени, Величина времени и Структура времени — и соответствуют повышенному уровню по сравнению с нормативными значениями.
Таблица 3. Результаты семантического дифференциала времени
|
|
Прошлое |
Настоящее |
Будущее |
|||
|
Шкала |
M |
SE |
M |
SE |
M |
SE |
|
Активность времени (АВ) |
1,49 |
0,51 |
1,53 |
0,5 |
2,57 |
0,44 |
|
Эмоциональная окраска времени (ЭВ) |
0,85 |
0,77 |
1,27 |
0,75 |
7,11 |
0,7 |
|
Величина времени (ВВ) |
2,29 |
0,61 |
1,81 |
0,57 |
5,91 |
0,71 |
|
Структура времени (СВ) |
–0,43 |
0,57 |
0,03 |
0,45 |
3,62 |
0,57 |
|
Ощущаемость времени (ОВ) |
0,69 |
0,5 |
1,89 |
0,54 |
3,66 |
0,56 |
|
Средняя оценка времени |
0,98 |
0,46 |
1,31 |
0,44 |
4,58 |
0,5 |
Примечание: M — среднее значение по данной шкале; SE — стандартная ошибка среднего.
При помощи непараметрического критерия Краскала—Уоллеса и парного апостериорного теста Данна было выявлено наличие статистически достоверных связей между результатами ощущения себя армянином и результатами прошлого и будущего. Между результатами ощущения себя армянином и результатами настоящего было выявлено отсутствие статистически достоверных различий (p = 0,446). Статистически значимые результаты представлены в табл. 4 (по прошлому времени) и табл. 5 (по будущему времени).
Рис. 3. Результаты методики Семантического дифференциала времени у респондентов, где черный цвет отражает низкий уровень, а серый — высокий уровень
Таблица 4. Результаты парного апостериорного теста Данна для анализа оценки прошлого времени в зависимости от ощущения себя армянином
|
Группа 1 |
Группа 2 |
Значения статистики |
P-значения
|
|
Совсем не ощущаю |
Иногда ощущаю, а иногда — нет |
2,30 |
0,02*
|
|
Совсем не ощущаю |
Ощущаю почти всегда |
2,54 |
0,01* |
|
Совсем не ощущаю |
Ощущаю в полной мере |
3,08 |
0,002** |
|
Ощущаю, но очень слабо |
Ощущаю в полной мере |
1,98 |
0,04* |
Примечание: «***» — значения < 0,001; «**» — значения < 0,01; «*» — значения < 0,05.
Таблица 5. Результаты парного апостериорного теста Данна для анализа оценки будущего времени в зависимости от ощущения себя армянином
|
Группа 1 |
Группа 2 |
Значения статистики |
P-значения
|
|
Совсем не ощущаю |
Ощущаю, но очень слабо |
–2,33 |
0,02* |
|
Совсем не ощущаю |
Ощущаю почти всегда |
–1,81 |
0,07. |
|
Ощущаю, но очень слабо |
Иногда ощущаю, а иногда — нет |
2,58 |
0,009** |
|
Ощущаю, но очень слабо |
Ощущаю в полной мере |
2,06 |
0,04* |
|
Иногда ощущаю, а иногда — нет |
Ощущаю почти всегда |
–2,27 |
0,023* |
Примечание: «***» — значения < 0,001; «**» — значения < 0,01; «*» — значения < 0,05; «.» — значения < 0,1.
Результаты исследования типов этнической идентичности
Анализ связи между типами этнической идентичности и ощущением себя армянином. По результатам исследования были выявлены значения по каждому из 6 типов этнической идентичности, а также доминирующий тип этнической идентичности у каждого из респондентов. У большинства респондентов (82,2%) была выявлена позитивная этническая идентичность как преобладающий тип идентичности (табл. 6).
Таблица 6. Преобладающий тип этнической идентичности у респондентов
|
Преобладающий тип идентичности |
Количество респондентов |
Процент респондентов |
|
Позитивная этническая идентичность |
73 |
82,02 % |
|
Этнофанатизм |
1 |
1,12% |
|
Этническая индифферентность |
10 |
11,24% |
|
Этнонигилизм |
4 |
4,50% |
|
Этноизоляционизм |
1 |
1,12% |
|
Этноэгоизм |
0 |
0% |
|
Общее количество |
89 |
100% |
С использованием критерия хи-квадрат Пирсона было выявлено существование связи между типом этнической идентичности и ощущением себя армянином (Хи-квадрат = 62,45, df = 16, p-значение < 0,001). Чтобы оценить силу этой взаимосвязи, мы рассчитали V Крамера, что привело к высокому значению ассоциации (V = 0,42). У преобладающей группы, с позитивной этнической идентичностью, представлены значения по четырем различным ощущениям: 50% ощущают себя армянами почти всегда, 26% ощущают себя армянами в полной мере, 21,9% иногда ощущают себя армянами и только 4,1% совсем не ощущают себя армянами (рис. 4).
Рис. 4. Ощущение себя армянином у респондентов с различными типами идентичности
Анализ связи между типами этнической идентичности и чувствами по отношению к своему народу. С использованием критерия хи-квадрат Пирсона было выявлено существование связи между типом этнической идентичности и чувствами по отношению к своей национальности (Хи-квадрат = 42,51, df = 16, p-значение < 0,001). Чтобы оценить силу этой взаимосвязи, мы рассчитали V Крамера, что привело к умеренному значению ассоциации (V = 0,35). У группы с позитивной этнической идентичностью представлены значения по всем пяти чувствам, где большинство респондентов ощущают спокойную уверенность (34,2%) и гордость (32,9%), далее: у 23,3% — никаких чувств, у 8,2% — ущемленность и у 1,4% — обида (рис. 5).
Рис.5. Чувства, связанные с принадлежностью к своему народу, у респондентов с различным типом этнической идентичности
Обсуждение результатов
Данное исследование было проведено для выявления особенностей этнической идентичности и субъективного восприятия времени в зависимости от социально-демографических характеристик. Исследование было проведено с этническими армянами, студентами различных направлений и уровней профессиональной подготовки. По результатам оценки выраженности этнической идентичности было выявлено, что большинство респондентов ощущают себя представителями своей национальности «почти всегда». Данные результаты соответствуют результатам предыдущих исследований [Берберян, 2019; Берберян, 2014].
Гипотеза о связи между индивидуальным восприятием времени и ощущением себя армянином подтвердилась. По результатам оценки восприятия времени были выявлены высокие средние результаты по шкале «Величина времени» для прошлого и будущего времени. Данная связь показывает высокую смысловую наполненность времени, ощущение свободы.
Гипотеза о связи между доминирующими типами этнической идентичности и чувствами по отношению к своему народу также подтвердилась. У большинства респондентов с позитивной этнической идентичностью были выделены спокойная уверенность (34,2%) и гордость (32,9%). У респондентов с этноизоляционизмом была представлена из всех возможных выборов только гордость. У респондентов с этнической индифферентностью было представлено только значение по одной шкале — «Никаких чувств». У большинства респондентов с этнонигилизмом (75%) — по шкале «Никаких чувств», у остальных 25% — по шкале «Обида». У респондентов с этнофанатизмом при всех возможных выборах были также получены значения только по одной шкале — «Спокойная уверенность». Важно отметить, что связи в группах респондентов были неодинаково представлены. Результаты оценки чувств по отношению к своей национальности различались у двух групп: 1) у армян, проживающих в Армении от 0 до 5 лет, и 2) у армян, проживающих в Армении более 10 лет, — с перерывами с незначительно более высокими значениями у первой группы.
Также была выявлена связь между ощущением себя армянином и результатами оценки прошлого и будущего. Эта связь по полученным высоким средним показателям по шкале «Эмоциональная окраска будущего времени» характеризует удовлетворенность актуальной ситуацией и структурой будущего времени. По результатам исследования оценка прошлого времени отличалась у группы с самой низкой выраженностью этнической идентичности (1 = совсем не ощущаю) и у других групп (средней и высокой выраженности этнической идентичности). Также были найдены различия по оценке прошлого времени у группы с низкой выраженностью этнической идентичности (2 = ощущаю, но очень слабо) и группы с самой высокой выраженностью этнической идентичности (5 = ощущаю в полной мере). Оценка будущего времени также различалась у респондентов с различным уровнем выраженности этнической идентичности.
По результатам оценки типов этнической идентичности был выявлен доминирующий тип этнической идентичности — позитивная этническая идентичности (82,2%). Была выявлена связь между доминирующими типами этнической идентичности и ощущением себя армянином. У преобладающей группы с позитивной этнической идентичностью были выявлены значения по четырем различным ощущениям: 50% ощущают себя армянами почти всегда, 26% ощущают себя армянами в полной мере, 21,9 % иногда ощущают себя армянами и только 4,1% совсем не ощущают себя армянами. У группы респондентов с этноизоляционизмом были выявлены в среднем значения 5 по шкале оценки выраженности этнической идентичности, где 5 — «ощущаю в полной мере». У группы респондентов с этнической индифферентностью был выявлен разброс по четырем ощущениям: 40% иногда ощущают себя армянами и 40% ощущают себя армянами очень слабо, соответственно также 10% совсем не ощущают себя армянами и 10% ощущают себя армянами почти всегда. У большинства респондентов с этнонигилизмом (75%) были выявлены очень слабые ощущения своей национальности («ощущаю, но очень слабо»), у остальных 25% нет ощущения себя армянином («совсем не ощущаю»). У респондентов с этнофанатизмом как доминантным типом идентичности было выявлено ощущение себя армянином со значением 3 («иногда ощущаю, а иногда нет»).
Поскольку выборка исследования невелика, в будущем необходимо провести исследования с более обширной выборкой для дальнейшего изучения этих связей.
Заключение
Данное исследование было посвящено изучению особенностей и характеристик этнической идентичности студенческой молодежи, субъективной оценки времени и их взаимосвязи. Результаты данного исследования позволили описать основные характеристики этнической идентичности, выделить доминантные типы этнической идентичности, вычислить показатели ощущения себя представителем своей национальности и чувств, связанных со своей принадлежностью. Также были рассчитаны показатели субъективной оценки времени отдельно для прошлого, настоящего и будущего времени. Были статистически протестированы гипотетические суждения, выдвинутые ранее в теоретической части с использованием непараметрического критерия Краскала—Уоллеса, апостериорного теста Данна и критерия хи-квадрат Пирсона. Данный анализ позволил выявить статистически достоверные связи между выраженностью этнической идентичности и длительностью проживания в Армении; субъективной оценкой времени и ощущением себя армянином.




