К вопросу использования методов телесно-ориентированной психотерапии в развитии профессиональных и личностно-значимых качеств студентов психологического факультета

Общая информация

Рубрика издания: Телесность в образовательной среде: проблемы и перспективы

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Кобзев Е.А. К вопросу использования методов телесно-ориентированной психотерапии в развитии профессиональных и личностно-значимых качеств студентов психологического факультета // Психология телесности: теоретические и практические исследования.

Фрагмент статьи

Практический психолог, по мнению исследователей теории и практики психологической науки, должен обладать определенными личностными качествами, такими как: доброта, умение общаться, любовь к людям, порядочность и т. д. В статье Н. А. Аминова и М. В. Молоканова [1] «О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов» описан  целый ряд конституциональных свойств и качеств психолога практика и психолога теоретика, таких как: высокий интеллект  (фактор В), высокий уровень экстраверсии (фактор А+), достаточно высокий уровень силы «Я» (фактор С+), смелость (фактор Н+). Фактор Н+ по методике Кеттелла трактуется как эмоциональная активность или  несгорание, тяга к риску и острым ощущениям. Обнаружение высоких баллов по этому фактору предопределяет долговременное поддержание личностью эмоционально насыщенных контактов, а также ее желание, умение противостоять усталости при работе с людьми.

Во многих публикациях о специфике самосознания психологов практиков встречается упоминание о степени развитости у психологов личностной и эмоциональной зрелости и устойчивости (Просеков В. М., 2002). Практический психолог- это субъект, способный к фасцинации: умению влиять на аудиторию в нужном направлении (факторы А+В) и фасилитации. Эти качества играют важную роль в понятиях «делания», «работы с клиентами».

Полный текст

Практический психолог, по мнению исследователей теории и практики психологической науки, должен обладать определенными личностными качествами, такими как: доброта, умение общаться, любовь к людям, порядочность и т. д. В статье Н. А. Аминова и М. В. Молоканова [1] «О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов» описан  целый ряд конституциональных свойств и качеств психолога практика и психолога теоретика, таких как: высокий интеллект  (фактор В), высокий уровень экстраверсии (фактор А+), достаточно высокий уровень силы «Я» (фактор С+), смелость (фактор Н+). Фактор Н+ по методике Кеттелла трактуется как эмоциональная активность или  несгорание, тяга к риску и острым ощущениям. Обнаружение высоких баллов по этому фактору предопределяет долговременное поддержание личностью эмоционально насыщенных контактов, а также ее желание, умение противостоять усталости при работе с людьми.

Во многих публикациях о специфике самосознания психологов практиков встречается упоминание о степени развитости у психологов личностной и эмоциональной зрелости и устойчивости (Просеков В. М., 2002). Практический психолог- это субъект, способный к фасцинации: умению влиять на аудиторию в нужном направлении (факторы А+В) и фасилитации. Эти качества играют важную роль в понятиях «делания», «работы с клиентами».

Наравне с качествами предполагающими «влияние», мы обнаруживаем у психолога «безусловное принятие», т.е. комплекс свойств и состояний личности, указывающий на его способность воспринимать клиента по матерински («безусловное отношение», как это понимает Э. Фром).

Выделяют следующие личностные черты, желательные для практического психолога [2]:

  • концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;
  • открытость к  взглядам и суждениям других личностей, гибкость и терпимость;
  • эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;
  • аутентичность поведения, то есть способность предъявлять подлинные эмоции и переживания;
  • энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;
  • уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;
  • уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;
  • богатое воображение и интуиция;
  • высокий уровень интеллекта

Развитие и  культивирование перечисленных личностных и профессиональных качеств будущих специалистов, на наш взгляд, является необходимой составляющей в практике образовательного процесса в высшей школе  при подготовке психологов. Дело в том, что в профессиональном высшем образовании, в том числе и при подготовке психологов существует нерешенная проблема, что среди преподавателей и теоретиков образования существует недопонимание необходимости подготовки именно личности профессионала, реальный акцент делается лишь на формировании системы знаний, умений и навыков. Нам представляется, что зачастую эти знания умения и навыки, а также важные личностные качества эмоциональной отзывчивости и устойчивости, способности к влиянию не достаточно «контейнированы» и  представлены в теле, в личности специалиста. В настоящее время разрабатывается так называемая «проблемная анатомия», согласно которой (Т. Ю. Калошина, В. Ю. Баскаков), каждая часть, сегмент тела отвечает за те или иные свойства состояния здоровья и болезнь личности. С нашей точки зрения особое внимание следует уделять, например, грудному и диафрагмальному отделу тела и  их проработке. Следующим этапом будет опыт интеграции телесных сегментов, начиная с головы и заканчивая ступнями ног. По мнению В. Ю. Баскакова, Е. А. Леоненко, Г.В. Тимошенко, Т. Ю. Калошиной и т. д. мы будем развивать у субъекта способности к интеграции «базовых умений» от самоконтроля, который обнаруживает свое присутствие в области головы  до проблематики опор символом которых, как известно, являются бедра, колени и ступни. Мы согласны с тем, что основным инструментом работы психотерапевта является его личность, душа, если угодно [3], и мы в праве обозначить то, что специалист, работающий в области практической психологии, обнаруживает высокую степень проработанности собственных личностных проблем, интегративности опыта эмоциональной, интеллектуальной, телесно – двигательной жизнедеятельности. В то время как сам клиент может демонстрировать большую степень дискордантности и дезинтеграции психического и телесного опыта.

Интеграция  опыта  личности предполагает, прежде всего,  интеграцию ее телесного и психического, так называемый, психокатализ [4], биосинтез. По мнению В. Березкиной – Орловой и Г. Ченцовой термин «биосинтез» означает – «интеграция жизни».

Речь идет об интеграции трех жизненных энергетических потоков,  интегративное существование которых существенно для соматического и психического здоровья и которые слипаются у невротиков[5].

По мнению  А. Лоуэна, сознание всегда двойственно: умственное и телесное, мысли и чувства. Вероятно, это дает нам основания определять типы личности, которые обуславливаются функционированием различных центров человека, таких как интеллектуальный или эмоциональный, двигательный, половой и т. д. (В. Райх, А. Лоуэн, Е. Шубина, Г. Гурджиев). 

На уровне конкретных разработок, по мнению некоторых авторов [1], мы встречаем разновидности психологов теоретиков и практиков. Вероятно, присутствие и развитие у них различных личностных и профессиональных качеств. Это обстоятельство предполагает и разную включенность  телесных зон, центров, паттернов поведения специалистов. В настоящий момент, некоторые авторы гипотетически склоняются к тому, чтобы разделять психологов работающих в режиме психотерапевтического консультирования. Можно выделить психологов диагностов, с проработанным грудным сегментом высокой чувствительностью и эмпатией и психологов эффективно конфронтирующих, влияющих, направляющих процесс психотерапевтического консультирования с проработанным диафрагмальным центром. (В. А. Ананьев, 2006, Е. А. Кобзев, 2007). Вместе с тем, мы согласны с тем положением А. Лоуэна о том, что единство существует и существует только на уровне подсознательного или в телесных процессах (что особенно часто отождествляется). Совершенно справедливым, на наш взгляд, будет являться положение о том, что тело – это кратчайший путь к бессознательному. «Единое сознание» по А. Лоуэну – это экстатическое переживание, когда сознание повышено и расширено, две стрелы на диалектической диаграмме подходят близко друг к другу. Таким образом, влияя на тело, открывая чувства, расширяя сознание, мы, активизируем бессознательное и, повышая энергетический заряд или возбуждение, тем самым повышаем и актуализируем рассудочное сознание Вероятно, мы даже можем здесь говорить и о достаточном развитии и функционировании, как левого, так и правого полушария в равной степени. Используя опыт работы с телом, иными словами, влияя на бессознательные процессы через тело, мы можем говорить о гармоничном развитии, интеграции психического и телесного материала, будь то ребенка, студента, будущего психолога или уже работающего специалиста.

В своей работе о способах и методах влияния телесно-ориетированной психотерапии на развитие и формирование профессионально значимых качеств у студентов психологов мы будем использовать, по большей части, концептуальные положения телесной психотерапии А. Лоуэна. В практике используются напряженные позы для энергитизации частей тела, которые были заблокированы. В этих позах увеличивается напряжение в постоянно зажатых частях тела, пока не становится таким большим, что человек вынужден, в конце концов, расслабить мышцы, то есть защитный панцирь. Профилактика эмоционального выгорания, эмоциональной устойчивости, повышенного нейротизма – это неизбывная проблематика психологов, занимающихся практической деятельностью. Более того, по мнению Т. Н. Верняевой, 2002, наиболее выраженной способностью к сопереживанию,  была выявлена у студентов – психологов, имеющих высокие баллы по шкале нейротизма. Таким образом, психолог с некоторой долей эмоциональной неустойчивости, обладая в большей степени качествами «понимающего человека», не имеет эмоциональной стабильности, а это в некоторой степени не отвечает профессиональным требованиям, которые к нему предъявляются.

Для актуализации необходимого эмоционального состояния сопереживания, сострадания у психолога, постепенного его развития, мы планируем использовать некоторый комплекс упражнений в системе тренинговых занятий. Эти позиции или упражнения включают наклоны  до прикосновения к полу, «Арка», «Биоэнергетический табурет» и т. д. Биоэнергетический анализ подчеркивает необходимость «заземления» или  укоренения в физических, эмоциональных и интеллектуальных процессах человека. В данном случае работа будет направлена на активизацию грудного и диафрагмального отделов тела, высвобождение и интеграцию эмоциональных переживаний и состояний. Когда мы говорим о том, что сердечный сегмент способствует удержанию эмоции сердечности, страсти, а также эмоций доброты, сострадания, «сердечного понимания», т. е. эмпатии, мы   можем браться за раскрепощение мышечного зажима в этой области. По мнению некоторых психологов (А. Лоуэн, 2000, Е.Э. Газаровой, 2002 и т. д.), диафрагмальный отдел тела является, как бы рубежом, отделяющим сознание и бессознательное. Работая с этим отделом тела, мы ослабляем «ожесточенность» сознания и бессознательного» в конце концов, помогаем лучше интегрировать бессознательный материал в сознание, вероятно, улучшаем работу интуиции «телесного интеллекта» (В.А. Ананьев) телесной мудрости, «психологического такта» (К. Д. Ушинский). Не случайно А. Лоуэн работу с клиентом начинал с проработки и интеграции эмоциональных проблем в области диафрагмы (Т. Ю. Калошина, 2004). Помимо этого, налаживая контакт с собственным бессознательным, клиент учится управлять и влиять как на собственное психоэмоциональное состояние, так и на состояние  других лиц. Ситуация улучшения собственной чувствительности, эмпатии, а также способности к воздействию на других может являться целью работы с телом. Способствуя наиболее полному эмоциональному развитию будущего психолога, мы будем его учить выдерживать эту жизненность, ассимилировать ее и давать энергетическому заряду проходить через тело и заземлять его. Это, на наш взгляд, будет способствовать разрешению противоречия между развернутой эмоциональной спонтанностью психолога и его эмоциональной стабильностью, формированию уравновешенности и развитию способности будущего психолога к воздействию «деланию» в процессе работы с клиентом.    

Таким образом, с помощью упражнений телесно-ориетированной психотерапии планируется развитие у студентов-психологов состояния эмоциональной стабильности, нервно-психической устойчивости, эмпатии, предупреждение синдрома эмоционального сгорания.

Литература

  1. Аминова Н.А., Молоканова М.В. «О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов» Психол. Журнал, т. 13 № 5.  1992 г
  2. Дубровина И.В. Я работаю психологом. М., 2000.
  3. Тимошенко Г.В., Леоненко Е.А. Работа с телом в психотерапии: практическое руководство. М.: Психотерапия, 2006.
  4. Ермошин А.Ф. Вещи в теле: Психотерапевтический метод работы с ощущениями. М., 1999.
  5. Хрестоматия по телесно–ориентированной психотерапии и психотехнике. Свободное тело /ред. сост. Баскаков В. Ю. М., 2004.

Информация об авторах

Кобзев Евгений Анатольевич, доцент кафедры возрастной психологии и физиологии Магнитогорского государственныого университета, Магнитогорск, Россия, e-mail: kobzev-ea@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2195
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3