Динамика психических состояний и самооценки подростков в процессе коррекции проблемной внешности

Общая информация

Рубрика издания: Телесность: возрастные особенности восприятия

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Васильева Т.Н. Динамика психических состояний и самооценки подростков в процессе коррекции проблемной внешности // Психология телесности: теоретические и практические исследования.

Фрагмент статьи

Психология состояний как важная отрасль современной психологической науки недостаточно изучена как у нас в стране, так и за рубежом.  Актуальность проблемы определяется не только недостаточной разработанностью теоретических и прикладных аспектов психологии состояний, большой их значимостью, но и новыми требованиями социальной среды к саморегуляции личности. Теоретические и прикладные проблемы функциональных состояний рассматриваются чаще всего в психофизиологии, психологии труда, эргономике. Однако в общей психологии они рассматриваются значительно реже. Этого нельзя сказать об эмоциональных состояниях. В психологической литературе есть раздел «Эмоции и чувства», но нет разделов психические и функциональные состояния, не говоря о психологии состояний, которая должна быть наравне с психологией личности, деятельности, общения и др.

Психические состояния, являясь отражением всей психики в целом и доминирующего в данный отрезок времени определенного компонента психики, выполняют роль связующего звена между психическими процессами и свойствами личности. Следует назвать имена Н.Д. Левитова, А.О. Прохорова, Ю.Е. Сосновиковой, Л.В. Куликова, В.А. Ганзена, Е.П.Ильина и многих других отечественных исследователей, внесших существенный вклад в решение проблем описания, диагностики и регуляции состояния.

Полный текст

Психология состояний как важная отрасль современной психологической науки недостаточно изучена как у нас в стране, так и за рубежом.  Актуальность проблемы определяется не только недостаточной разработанностью теоретических и прикладных аспектов психологии состояний, большой их значимостью, но и новыми требованиями социальной среды к саморегуляции личности. Теоретические и прикладные проблемы функциональных состояний рассматриваются чаще всего в психофизиологии, психологии труда, эргономике. Однако в общей психологии они рассматриваются значительно реже. Этого нельзя сказать об эмоциональных состояниях. В психологической литературе есть раздел «Эмоции и чувства», но нет разделов психические и функциональные состояния, не говоря о психологии состояний, которая должна быть наравне с психологией личности, деятельности, общения и др.

Психические состояния, являясь отражением всей психики в целом и доминирующего в данный отрезок времени определенного компонента психики, выполняют роль связующего звена между психическими процессами и свойствами личности. Следует назвать имена Н.Д. Левитова, А.О. Прохорова, Ю.Е. Сосновиковой, Л.В. Куликова, В.А. Ганзена, Е.П.Ильина и многих других отечественных исследователей, внесших существенный вклад в решение проблем описания, диагностики и регуляции состояния.

Одним из малоизученных вопросов является проблема изучения психических состояний в возрастном аспекте – их место и роль в развитии и формировании личности человека, влиянии на ведущий тип деятельности на определенном возрастном этапе. Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике подростка и юноши, свидетельствуют о широких возможностях их развития на данном возрастном этапе.

В нашем исследовании принимали участие подростки и люди зрелого возраста, имеющие проблемную внешность и обратившиеся в косметологический кабинет за помощью. В психологическом плане нам было интересно исследовать не только динамику их психических состояний в процессе коррекции проблемной внешности, но и их самооценку.

Самооценка – наиболее существенная сторона личности. Она определяет притязания личности, ее жизненные идеалы, направленность, взаимоотношения между людьми, эффективность деятельности. Поэтому достаточно интересной представляется возможность проследить, какую роль самооценка играет в становлении личности в наши дни. Самооценка и критичность к результатам деятельности у подростков и юношей с низкой самооценкой личности достаточно затруднены. Но можно изменить его настроение.

Хорошее настроение оказывает мощное воздействие на поведенческие процессы и мышление. В хорошем настроении проявляется больше позитивных действий, как в своем собственном поведении, так и в поведении других. Это может повысить или понизить самооценку, изменить его образ себя, повлиять на психические состояния.

Для этого необходимо знать не только принципы развития самооценки личности и психического состояния, но и изменения ее в подростковом и юношеском возрасте в процессе коррекции проблемной внешности.  

Практическая значимость нашего исследования заключается в возможности использования результатов в работе психологической службы, при косметических клиниках, в работе школьных психологов, для лечения дисморфофобии и других неврозов.

Цель работы: изучить особенности изменения психических состояний и самооценки личности (в периоды – подростковом, юношеском и ранней взрослости), в процессе коррекции проблемной внешности.

Для достижения поставленной цели нами были решены следующие задачи:

  1. Провести теоретический анализ литературы по проблемам психического состояния, самооценки личности;
  2. Определить тенденции изменения психического состояния и самооценки личности в подростковом, юношеском периодах и взрослом периоде, в процессе коррекции проблемной внешности;
  3. Провести анализ полученных данных и интерпретацию результатов.

Предмет исследования: особенности изменения психического состояния и самооценки личности в процессе коррекции проблемной внешности.

Рабочая гипотеза: в процессе коррекции проблемной внешности динамика психических состояний и самооценки личности наиболее выражена в подростковом возрасте.

Методы и методики исследования. Для изучения самооценки личности была применена процедура ранжирования. Данная методика является модификацией методики С.А.Будасси, который предлагал использовать не 20, а 50 слов – черт личности. Существует несколько модификаций данной методики (Марищук В.Л., Реан А.А., Сосновский Б.А.).

Психические состояния изучались с помощью «Рельефа психического состояния личности». Данная методика разработана профессором А.О.Прохоровым. Методика изучает основные стороны психического состояния: психические процессы, физиологические реакции, переживания и поведения. В основе методики находятся представления об иерархической организации психического состояния и его основных составляющих. Прикладное значение методики заключается в том, что каждое состояние, переживаемое субъектом, может быть оценено со стороны его компонентов, их интенсивности проявлений и изменений.

Процедура исследования. В исследовании принимали участие клиенты косметического кабинета. Общий объем выборки составил 105 человек.

Для нас важным было то, что эти испытуемые считают свою внешность проблемной и поэтому посещают косметический кабинет.

Испытуемые были разделены на три группы:

  • Подростки 13-15 лет
  • Юноши 16-19 лет
  • Взрослые 20-35 лет

Исследование проводилось двукратно, до начала лечения проблемной кожи и через 1 месяц после начала лечения.

Во время первого исследования испытуемым предлагалось оценить свое психическое состояние и самооценку на первичном приеме у косметолога, до начала лечения проблемной внешности.

Вторым шагом исследования является проведение лечения проблемной внешности (угревой сыпи, например) в условиях косметического кабинета. После проведения коррекции проблемной внешности мы провели повторно диагностику испытуемых на выявление психического состояния и самооценки личности, также попросили оценить свою внешность.

Третьим шагом исследования является статистическая обработка полученных результатов. Здесь, мы сравниваем результаты диагностики испытуемых до и после проведения коррекции проблемной внешности, используя методы математической статистики.

Выводы. Гипотеза, выдвинутая вначале работы, что в процессе коррекции проблемной внешности динамика психических состояний и самооценки личности наиболее выражена в подростковом возрасте, подтвердилась полностью.

В ходе исследования нами были получены следующие выводы:

1. Проведя теоретический анализ, мы выявили, что проблема психических состояний недостаточно изучена, положительные эмоциональные и интеллектуальные состояния у подростков часто не носят сознательного характера и вызываются внешними причинами, какой-либо ситуацией. Психические состояния, порождаемые различными видами общения и деятельности у подростков, сами сильно влияют на их поведение. Трудовая деятельность взрослого в целом снимает и выравнивает напряженность и колебания в психических состояниях, наблюдаемые у подростков и в юношеском возрасте. 

2. В процессе коррекции проблемной внешности в подростковой группе изменились показатели самооценки, она повышается, становится более адекватной. В психических  состояниях наблюдается динамика по всем показателям: обострение чувствительности к внешним воздействиям, улучшение способности к сосредоточению, можно отметить выраженную динамику в переживаниях, подростки стали  более веселыми, оптимистичными, бодрыми, поведение стало более открытым, адекватным,  уверенным.

3. В юношеской  группе, в процессе коррекции проблемной внешности, изменились показатели самооценки, она также повышается, становится более адекватной. В психических состояниях также наблюдаются изменения, но только по шкалам «переживание» и «поведение». Юноши и девушки стали более оптимистичные, активные, бодрые, в поведении наблюдается раскованность, последовательность, адекватность и открытость.

4. При рассмотрении рельефа психических состояний и показателей самооценки, в группе взрослых испытуемых,  при первом и втором исследовании динамики не обнаружено. У них на психические состояния и самооценку проблемная внешность не оказывает сильного влияния, т.к. скорее всего, семья и трудовая деятельность снимает и выравнивает напряженность и колебания психических состояний и самооценки, наблюдаемые в подростковом и в юношеском возрасте.

5. Взаимосвязь психических состояний и самооценки личности с проблемной внешностью, отслеженная в подростковой группе, показывает наличие  положительной значимой корреляционной связи показателей  самооценки с психическими состояниями. До лечения с показателями «четкость, осознанность восприятия», «особенности представления», «речь», «внимание», «температурные ощущения», «состояние слизистой оболочки рта», «грустность – оптимистичность», «пассивность – активность», «напряженность – раскрепощенность», «импульсивность – размеренность» и «закрытость – открытость». 

После лечения с показателями «четкость, осознанность восприятия», «внимание», «состояние слизистой оболочки рта» и «расслабленность – напряженность» так же была обнаружена положительная корреляционная связь. Самооценка наиболее тесно взаимосвязана с одним из 4 – х параметров психических состояний: психические процессы. По остальным показателям связь незначительная.

Таким образом, можно заключить, что динамика психических состояний и самооценки личности в процессе коррекции проблемной внешности наиболее выражена в подростковом возрасте.

Информация об авторах

Васильева Татьяна Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, заместитель директора по учебно-методической работе Института экономики, управления и права, Россия, e-mail: tnvasileva@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5283
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 0