Кумиры современной моложежи: факторы формирования имиджа

Общая информация

Рубрика издания: Телесность: возрастные особенности восприятия

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Буренкова Е.В., Мыскина О.П. Кумиры современной моложежи: факторы формирования имиджа // Психология телесности: теоретические и практические исследования.

Фрагмент статьи

Исследованию влияния СМИ на человека и, в частности, на детей и подростков, посвящена обширная литература. За рубежом эти исследования начались еще в 20-х годах ХХ века. В последние десятилетия количество таких работ значительно возросло.

Подростковый возраст и ранняя юность – период максимального увлечения телевизором. Мотивы обращения подростков к телевидению стали предметом исследования И.С. Левшиной [2]. По данным ее исследований, ведущим мотивом для всех подростков является развлекательный, при этом около половины опрошенных ищут в телепрограммах новую любопытную информацию, около 30% стараются, кроме того, разобраться в жизни взрослых, остальные руководствуются познавательным мотивом либо не интересуются ничем, кроме развлечений. Анализируя жанровые предпочтения подростковой и юношеской аудитории, исследователи отмечают чрезвычайно высокий рейтинг мультипликационных фильмов (в том числе у молодежи) и развлекательных передач и телесериалов.

Полный текст

В период юности перед человеком стоит задача цельного осознания себя, своего места в мире и обществе. Линиями развития этого периода являются: озадаченность тем, «как я выгляжу в глазах других», «что я собой представляю», «что мне нравится», необходимость найти себя, свое предназначение, отвечающее приобретенным умениям, индивидуальным способностям и требованиям общества. Э. Эриксон писал, что это период поиска своей эго-идентичности, сбора и анализа своих социальных ролей и интегрирования этих многочисленных образов воедино, в целостное представление о собственной личности, формирования на этой основе собственных идеалов и ценностей [1]. Усвоение системы ценностей происходит под влиянием общества с его законами, традициями, культурой, системой воспитания, огромное влияние могут оказывать сверстники, друзья, те малые группы, в которые непосредственно включен индивид. Одно из ведущих мест среди факторов социализации занимают средства массовой информации (СМИ), с самого рождения ребенка так активно внедряющиеся в его жизнь. СМИ прочно вошли в нашу жизнь и со своих экранов и печатных страниц демонстрируют нам через образы своих ведущих, актеров, музыкальных исполнителей и героев кинофильмов определенные модели поведения, отражающие нравственные ценности. Эриксон также обращал внимание на то, как чрезмерная идентификация с популярными героями (кинозвездами, музыкантами) может вырывать «расцветающую идентичность» из ее социального окружения, тем самым, подавляя личность и ограничивая ее растущую идентичность.

Исследованию влияния СМИ на человека и, в частности, на детей и подростков, посвящена обширная литература. За рубежом эти исследования начались еще в 20-х годах ХХ века. В последние десятилетия количество таких работ значительно возросло.

Подростковый возраст и ранняя юность – период максимального увлечения телевизором. Мотивы обращения подростков к телевидению стали предметом исследования И.С. Левшиной [2]. По данным ее исследований, ведущим мотивом для всех подростков является развлекательный, при этом около половины опрошенных ищут в телепрограммах новую любопытную информацию, около 30% стараются, кроме того, разобраться в жизни взрослых, остальные руководствуются познавательным мотивом либо не интересуются ничем, кроме развлечений. Анализируя жанровые предпочтения подростковой и юношеской аудитории, исследователи отмечают чрезвычайно высокий рейтинг мультипликационных фильмов (в том числе у молодежи) и развлекательных передач и телесериалов.

Говоря о роли СМИ в процессе социализации подростков, доктор педагогических наук А.В. Мудрик особо выделяет их нормативную функцию [3]. Кино, телевидение показывают самые разные нормы и стандарты жизни. Многие исследователи отмечают в той или иной форме именно нормативное влияние кино- и телефильмов на подростков и юношей. Так, Целуйко В.М. популярность среди молодежи телесериалов связывает, в частности, с тем, что отношения героев зрители воспринимают как реальные, поэтому они референтны для подросткового и юношеского возраста в оформлении их собственного поведения [4].

В исследовании Л.М. Баженовой, В.С. Собкина и А.В. Шарикова [5] на основе анализа жанрово-тематических предпочтений делается вывод о том, что с помощью фильмов подростки осваивают человеческие отношения и чувства, ценности, способы поведения.

Существуют также данные, что в сериалах предмет интереса молодежи скорее «увидеть, как ведут себя герои сериала в различных ситуациях, как общаются между собой» – нормы поведения, отношений, поэтому привлекателен не сюжет или художественные средства, а характеры персонажей, образцы поведения, которые они демонстрируют.

Таким образом, для молодежи кино- и телефильмы являются не только средством развлечения, но и источником, транслятором социальных норм, образцов, моделей поведения.

Анализ литературы по проблеме влияния СМИ на современную молодежь показывает, что кино- и телефильмы являются весьма значимым фактором социализации подростков, задавая определенные модели социально-типического поведения и внося искажения в представления о нравственных ценностях.

Исследованию же влияния современной музыкальной культуры посвящено менее обширное количество информации. И.С. Кон [6] в «Психологии ранней юности», исследуя юношескую субкультуру, говорил, что этот вопрос имеет две стороны. «Во-первых, юношество так или иначе воспринимает и усваивает культуру, созданную прошлыми поколениями, выступая в роли ее потребителя. Во-вторых, каждое поколение молодежи создает нечто новое, свое и имеет собственную возрастную субкультуру…». Говоря о музыкальных предпочтениях молодежи своего поколения, он отмечал, что «Тип предпочитаемой музыки и даже выбор конкретных групп имеет свои социально-возрастные особенности. Среди поклонников «тяжелого рока», «хэви металл» преобладают 14-17-летние юноши-школьники, учащиеся ПТУ и молодые рабочие. «Битломан» значительно старше. Классическая музыка, авторская песня и джаз возрастных границ вообще не имеют». Таковы были результаты исследований, проведенных И.С. Коном.

На сегодняшний день наблюдается огромное увеличение разнообразия фильмов, киноактеров, музыкальных исполнителей, таким образом, простор выбора кумира у современной молодежи достаточно расширился. По данным недавно проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения исследования на тему «Кумиры современной молодежи», лидирующие позиции заняли поп- и рок-звезды (47% опрошенных отдали предпочтение им) и успешные бизнесмены (38%). 22% голосов набрали спортсмены, 10% - действующий президент, и совсем мало – всего 4% респондентов – считают, что кумирами современной молодежи являются российские политики. Нужно также отметить и то, что само слово “кумир” изменило свое значение – теперь это все чаще  не идеальный образец для подражания, а обычный человек, который добился быстрого успеха и материального благополучия.

Исходя из вышесказанного нами была определен круг вопросов исследовательской работы: какие экранные образы нравятся современной молодежи, по каким критериям они делают свой выбор и насколько осознанным он является?

Мы предположили, что у представителей определенных возрастных групп существуют сходные предпочтения в выборе кумиров в сфере искусства.

В качестве основного метода исследования был выбран метод анкетирования, так как он быстро осуществим, и позволяет получить конкретные результаты при работе с большим количеством испытуемых.

Во время проведения исследования студентам факультета психологии ПГПУ им. В.Г. Белинского (1 курс) была предложена анкета с целью определения наиболее популярных персонажей отечественной и зарубежной кинопродукции, музыкальных исполнителей и их характеристик.

Анкета содержала следующие вопросы:

  1. Какой жанр фильмов вы предпочитаете? Чем он вас привлекает?
  2. Ваш любимый фильм. Почему вы выбрали именно его?
  3. Ваш любимый киногерой (персонаж)? Чем он вам нравится?
  4. Ваш любимый артист? Чем он привлекателен для вас?
  5. Назовите своего любимого музыкального исполнителя. Почему он привлекает вас?
  6. Какая ваша любимая песня? Почему она вас привлекает?

Таким образом, перед испытуемыми была поставлена задача: ответить на вопрос и объяснить свой выбор.

Испытуемыми явились студенты 1-го курса ПГПУ (17-18 лет), в составе 17 человек, студенты 3-го курса (23 человека, 19-20 лет). Также был проведен сравнительный анализ с результатами проведенного ранее исследования в 2005 году, при участии студентов 1-го курса (18 человек, 17-18 лет).  Ценным является то, что в 2005 и в 2007 году диагностический срез проводился на одной и той же группе испытуемых.

В ходе диагностики нами были выделены наиболее популярные в студенческой среде жанры кинофильмов, актеры, сами фильмы, персонажи, предпочитаемые песни и музыкальные исполнители. Сделать это было не просто, так как испытуемые давали самые разные варианты ответов. Трудность также состояла в том, что, не смотря на четкую формулировку вопроса, называли не персонаж, а актера, не на все вопросы был дан конкретный, полный ответ, некоторые испытуемые затруднялись с ответом.

Наиболее предпочитаемым киножанром среди первокурсников является комедия (36% -2007год, 55% – 2005год), такое предпочтение объяснялось тем, что комедия поднимает настроение, способствует эмоциональной разрядке («весело, легко, смешно, интересно»). Третьекурсники также выбирали комедию (27,7%), но в списке предпочтений появилось и большое число других жанров, как психологические, военные, исторические фильмы, триллеры, возросла любовь к мелодрамам. Критерием выбора стали не только эмоции, но и привлекательность сюжетной линии, главная мысль жанра, то есть в выборе фильмов одним из значительных факторов стал его смысл.

Любимых фильмов испытуемые назвали достаточно большое количество, среди которых было мало совпадений. Проанализировав тематику, содержание и критерии выбора можно сказать, что основной темой является любовь: 1-ый курс 2007 год – 55,5%, 1-ый курс 2005 год – 30%, на третьем курсе тематика фильмов становится шире, наряду с этим увеличивается процент любимых фильмов, где главной темой является любовь – 62%.

Анализ выбора любимых артистов показал, что первокурсники в основном отдают предпочтение наиболее привлекательным современным кинозвездам Голливуда, ориентируясь в основном на их внешние характеристики: «симпатичный, красивый, сильный, смешной, мужественный», 62,5% и 72,5% выборов, 2007 и 2005 год соответственно. В выборах предпочтений девушек-студенток третьего курса в основном преобладают современные российские киноактеры, также были названы некоторые советские актеры. По выбору критерия на первый план у третьекурсниц выходит умение играть, актерские способности, 53% выборов.

Выбор киногероя также в своем большинстве определялся внешними данными. Студенты первого курса в своих анкетах указывали на привлекательность внешности героя – 62,5% (2007 год) и 72,3% (2005 год). Студенты третьего курса обращали большее внимание на характеристику роли героя (74%).

Таким образом, на первом курсе выбор любимого киногероя определялся его внешними данными, можно сказать, что происходило отождествление с актером, его играющим. А на третьем курсе, большее внимание обращается на сам персонаж, о чем говорят такие характеристики, как «добрый, храбрый, смелый, лидер, нравится манера поведения». То есть выбор любимого киногероя третьекурсниками является более осознанным.

Выбор наиболее предпочитаемого музыкального исполнителя анализировался с позиции значимости таких показателей, как голос, музыка, внешность исполнителя, смысл и содержание музыкальных композиций. Были получены следующие данные: студенты первого курса в основном ориентировались на внешность и голосовые характеристики (40% и 45%), для студентов третьего курса имело большую значимость содержание песен, их тема и смысл, а также музыкальные таланты исполнителя (41% и 45,5%). Главной темой любимых песен у обеих возрастных групп является любовь(78%, 79%, 75%).

Статистическая достоверность результатов была получена в выборах любимого жанра (j*=1,74 при р£0,05), тем фильмов (j*=1,62 при р£0,053), критериев их выбора (j*=1,81 при р£0,05), а также критериев выбора любимых актеров (j*=1,67 при р£0,05), киногероев (j*=1,73 при р£0,05) и музыкальных исполнителей (j*=1,69 при р£0,05).

Таким образом, гипотеза о том, что в среде молодежи (17-18 лет) существуют сходные предпочтения в выборе кумиров сферы шоу-бизнеса, частично подтвердилась. В основном этот выбор сходится в таких вопросах, как жанр фильмов, тема фильма, критерии их выбора и критерии выбора любимого актера, киногероя и музыкального исполнителя.

Также частично подтвердилась гипотеза о том, что выбор кумиров зависит от возраста, и существуют возрастные различия. Первый курс критерием выбора определил какие-либо внешние характеристики (красота, привлекательность героя, актера, музыкального исполнителя, эмоциональная заряженность, веселье, говоря о жанре и фильме). Третий курс – качественные смысловые характеристики – смысл, главная мысль, сюжет фильма, переживания, игра актера, типаж исполнителя или киногероя, его характеристики как персонажа, голос, музыка, смысл песен при выборе музыкального исполнителя. Таким образом, с возрастом происходит внутренняя ориентировка при определении своих предпочтений, происходит смена ценностей – смещение акцента с внешнего на внутренний, меняются критерии выбора, появляется большая осознанность.

На основе проведенной работы можно составить обобщенный образ экранного кумира современной молодежи. Так, для молодых людей 17 лет (первый курс), это герой популярного сериала или кинофильма, успешный музыкальный исполнитель, главным достоинством которого является привлекательная внешность и роль «успешного человека». Образ, который можно назвать кумиром молодежи 19-20 лет, это актер или музыкальный исполнитель, отличающийся особым талантом, герой, наделенный какими-то положительными качествами и уникальными личностными особенностями.

Таким образом, происходит смешение акцентов с внешнего имиджа кумира на внутренние (интрапсихические) параметры, что в свою очередь говорит о развитии рефлексии и осознанности. Расширение выборки (исследование студентов других вузов и факультетов) позволит, на наш взгляд, составить более объемную картину обобщенного образа экранного кумира. Интересным является факт первичности телесной привлекательности как акцента в подражании образу и подобию своего кумира, и это является точкой отсчета в формировании собственной социальной идентичности как внешнего проявления образа физического Я.

Литература

  1. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
  2. Левшина И.С.  Подросток и экран. М., 1989.
  3. Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». М., 1991.
  4. Целуйко В.М. Некоторые технологии преодоления социальной стереотипизации у подростков с отклоняющимся поведением. Вестник МГУ, 2000, № 3.
  5. Телевидение и школа: опыт социокультурного и психолого-педагогического анализа./ Сборник научных трудов. Отв. Редактор В.С. Собкин. М., 1989.
  6. Возрастная психология. Детство, отрочество, юность. Хрестоматия. Составители: Мухина В.С., Хвостов А.А., М., «Академия», 2003.

Информация об авторах

Буренкова Елена Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии ПГПУ им. В.Г.Белинского (г. Пенза), Пенза, Россия, e-mail: allena@sura.ru

Мыскина О.П.

Метрики

Просмотров

Всего: 10746
В прошлом месяце: 57
В текущем месяце: 6